2007 год

Решение Совета депутатов 36_2007

Муниципальное образование городское поселение Приобье

СОВЕТ ПОСЕЛЕНИЯ

РЕШЕНИЕ

17 августа 2007 года №  36

п.г.т. Приобье 

Об утверждении Положения о текущем, капитальном ремонте и содержании дорог общего пользования поселения Приобье 

В целях реализации Федерального Закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 октября 2006 года № 89-оз «О порядке решения вопросов местного значения органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа- Югры в 2007 году» Совет депутатов городского поселения Приобье решил:

  1. Утвердить Положение о текущем, капитальном ремонте и содержании дорог общего пользования поселения Приобье (приложение) 
  1. Данное решение опубликовать в газете «Октябрьские вести». 
  1. Решение вступает в силу с момента опубликования. 

Глава городского поселения Приобье                             С.М.Матюнин 


Положение 

О текущем, капитальном ремонте и содержании дорог общего пользования 

поселения Приобье 

1. Основные термины 

дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;

организация дорожного движения комплекс организационно-правовых 

организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах;

дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

капитальный ремонт - комплекс мероприятий, направленных на доведение земляного полотна, дорожного покрытия и сооружений до требований норм и правил строительства и эксплуатации дорог;

текущий ремонт — комплекс мероприятий, направленных на устранение небольших нарушений требований норм и правил строительства и эксплуатации и устранение мелких дефектов дорог;

содержание дорог и сооружений - комплекс мероприятий по систематическому уходу за земляным полотном в целях поддержания его в работоспособном состоянии и исправление отдельных небольших повреждений и деформаций. Обеспечение требуемой прочности и устойчивости земляного полотна, дорожной конструкции проезжей части в целом, с целью замедлить процесс ухудшения транспортно- эксплуатационных показателей дороги.

2. Общие положения 

2.1. Обеспечение необходимого транспортно-эксплуатационного состояния
автомобильных дорог осуществляется организациями на основании заключенных договоров на
производство капитального, текущего ремонта и содержания дорог. Виды и состав
выполняемых работ по ремонту и содержанию определяются законодательством Российской
Федерации, «Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего
пользования», введенной в действие распоряжением Государственной службы дорожного
хозяйства Минтранса России, требованиями строительных норм и правил и прочей
нормативной документацией по ремонту и содержанию дорог.

2.2. Заказчиком работ по производству текущего, капитального ремонта, а также по
летнему и зимнему содержанию дорог общего пользования является Администрация
городского поселения Приобье.

2.3. Проектирование, строительство и реконструкция дорог должны обеспечивать
безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог
требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов.
относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актом приемки
дороги. Акт приемки дороги выдается комиссией, назначаемой федеральным органом
исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в

! 


пределах их компетенции, на основании результатов проведенных в установленном порядке контрольных осмотров, обследований и испытаний.

Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства - на исполнителя работ.

2.4. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием обслуживающей организации. Администрации городского поселения Приобье и представителей ГИБДД.

Все работы по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений, разработке проектов, смет и ведомостей дефектов рекомендуется выполнять на основе данных диагностики (осмотра и исследования состояния) дорог и сооружений на них.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на Администрацию городского поселения Приобье. как орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

2.5. Действие настоящего положения распространяется на организацию и производство работ по текущему и капитальному ремонту и содержанию дорог общего пользования и сооружений на них в городском поселении Приобье. 

2.6. В соответствии с Федеральным Законом РФ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог направлены на обеспечение безопасности дорожного движения. 

2.7. Реализация мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения
осуществляется на основе их планирования в рамках федеральных, региональных и отраслевых
программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и
снижение ущерба от этих происшествий.

2.8. Эксплуатационное состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяться актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. 

2.9. Мероприятия по организации дорожного движения направлены на повышение его безопасности и пропускной способности дорог на основе разработки проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. 

2.10. Капитальному ремонту подлежит 55 м2 на каждых 1000 м2 в год.

3. Функции заказчика в сфере организации содержания дорог и производства работ 

по капитальному и текущему ремонту

3.1. Функциями заказчика в сфере организации содержания дорог и производства работ по капитальному и текущему ремонту:

а) изучение состояния дорожной сети;

б) государственный учет, инвентаризация и паспортизация автомобильных дорог и
дорожных сооружений;

в) разработка нормативной документации по содержанию внутрипоселковых дорог и
производству текущего и капитального ремонта:

г) разработка предложений по оптимизации дорожной сети, создание дислокации дорожных
знаков;

д) разработка предложений по формированию объемов и параметров содержания, текущего
и капитального ремонта дорог;

е) разработка предложений по размещению на конкурсной основе между организациями.
производящими содержание, текущий и капитальный ремонт дорог заказов с определением
для каждого количественных и качественных показателей предоставляемых услуг:

ж) разработка конкурсной документации на право заключения договора:

з) контроль качества производства работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту внутрипоселковых дорог, применение к подрядчикам санкций, предусмотренных условиями договоров и законодательством РФ и ХМАО-Югры. контроль выполнения договорных обязательств;

и) внесение предложений об изменении условий договоров, а также в установленных случаях об их расторжении;

к) мониторинг пропускной способности уличной и дорожной сети, их загруженности, состояния дорожного покрытия и сооружений, условий, характеризующих безопасность дорожного движения;

л) координация работы служб, обеспечивающих содержание внутрипоселковых дорог;

м) учет объема выполненной работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту дорог, осуществляемых в рамках договоров;

н) выявление участков дороги, подлежащих капитальному или текущему ремонту, сбор и обобщение данных о состоянии дорожного покрытия и предъявление соответствующих требований по содержанию дорог к дорожным службам;

о) иные функции в соответствии с действующим законодательством.

4. Полномочия заказчика в сфере содержания, текущего и капитального ремонта дорог

4.1. Для реализации своих функций в сфере содержания, текущего и капитального ремонта внутрипоселковых дорог заказчик осуществляет следующие полномочия:

а) управление и координация деятельности дорожных служб;

б) разработка и реализация целевой программы развития дорожно-транспортной сети;

в) организация содержания, текущего и капитального ремонта дорог на территории п.г.т,
Приобье;

д) составление и утверждение дислокации дорожных знаков;

е) привлечение в установленном действующим законодательством порядке на конкурсной основе к содержанию, текущему и капитальному ремонту дорог поселения Приобье организаций любых организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, утверждение конкурсной документации, организация и проведение конкурсов;

л) привлечение инвестиций в развитие дорожно-транспортной сети поселения;

м) взаимодействие с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам содержания, текущего и капитального ремонта дорог; н) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

5. Показатели транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и

дорожных сооружений

5.1. Для обеспечения безопасности и удобства движения автомобильные дороги общего пользования должны иметь геометрические параметры, инженерное оборудование, а также транспортно-эксплуатационное состояние и уровень загрузки, позволяющие автомобилям двигаться без изменения скорости, траектории движения и необходимости резкого торможения.

5.2. Основными параметрами и характеристиками, определяющими транспортно- эксплуатационное состояние дороги, являются:

геометрические параметры, к которым относится ширина проезжей части, краевой укрепленной и остановочной полос обочин, продольные уклоны, радиусы кривых в плане и профиле, уклоны виражей и расстояние видимости;

- прочность дорожной одежды проезжей части, краевой укрепительной и остановочной полос обочин;

ровность и сцепные свойства покрытия проезжей части, краевой укрепительной и остановочной (укрепленной связным материалом) полос обочин;

- прочность и устойчивость земляного полотна и его элементов;

- целостность и работоспособность водоотводных и дренажных сооружений:

- наличие и требуемое состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги.

5.3. Необходимо, чтобы геометрические параметры (радиусы кривых, ширина проезжей части и обочин, габариты искусственных сооружений) соответствовали нормам, установленным

для данной категории дороги (участка дороги). Отклонения фактических размеров допускаются в пределах, устанавливаемых соответствующими документами. приложение

5.4. Покрытиям проезжей части дороги краевых укрепительных и остановочных полос
обочин в процессе эксплуатации необходимо иметь предусмотренные проектом продольные и

поперечные уклоны, обеспечивающие беспрепятственный сток воды.

5.5. Необходимо, чтобы кромки покрытия проезжей части, краевых укрепительных и укрепленных остановочных полос обочин были ровными в плане, имели правильные и четкие очертания, не имели разрушений и деформации.

остановочных полос обочин были ровными в плане, имели правильные и четкие

5.6.На покрытии проезжей части нельзя допускать образования колейности. при которой возникают опасные условия движения и создаются помехи для очистки покрытий от снежных отложений и удаления зимней сколькозти. Работы по устранению колеи выполняются в первую очередь на участках дорог при ее глубине больше предельно допустимых значений.

5.7. Необходимо, чтобы система и устройства дренирования, сбора и отвода поверхностных и грунтовых вод (водоотводные канавы, кюветы водосбросы, водобойные колодцы и др.) постоянно находились в работоспособном состоянии и обеспечивали эффективный отвод воды от дороги.

Отдельные нарушения профиля водоотводных канав по длине, снижающие их пропускную способность более чем на 20%, допускаются суммарно до 20 % от протяженности обследуемого участка.

5.8. Пересечения автомобильных дорог с железными дорогами надлежит проектировать. как правило, вне пределов станций и путей маневрового движения преимущественно на прямых участках пересекающихся дорог. Острый угол между пересекающимися дорогами в одном уровне не должен быть менее 60 град.

5.9. На неохраняемых пересечениях автомобильных дорог с железными дорогами в одном уровне должна быть обеспечена видимость, при которой водитель автомобиля, находящегося от переезда на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки (согласно табл.10), мог видеть приближающийся к переезду поезд не менее чем за 400 м, а машинист приближающегося поезда мог видеть середину переезда на расстоянии не менее 1000 м.

5.10. Ширину проезжей части автомобильных дорог на пересечениях в одном уровне с железными дорогами следует принимать равной ширине проезжей части дороги на подходах к пересечениям, а на автомобильных дорогах V категории - не менее 6.0 м на расстоянии 200 м в обе стороны от переезда.

Автомобильная дорога на протяжении не менее 2 м от крайнего рельса должна иметь в продольном профиле горизонтальную площадку, кривую большого радиуса или уклон. обусловленный превышением одного рельса над другим, когда пересечение располагается в месте закругления железной дороги.

Подходы автомобильной дороги к пересечению на протяжении 50 м следует проектировать с продольным уклоном не более 30 %о.

Ограждающие тумбы и столбы шлагбаумов на пересечениях следует располагать на расстоянии не менее 0.75 м, а стойки габаритных ворот - на расстоянии не менее 1.75 м от кромки проезжей части.

5.11. Основными параметрами и характеристиками, определяющими транспортно-эксплуатационные показатели искусственных сооружений, являются: габариты и углы перелома продольного профиля проезжей части и тротуаров, грузоподъемность, состояние ограждающих конструкций безопасности, состояние водного потока под сооружением. техническое состояние элементов конструкций мостовых сооружений и водопропускных труб. тоннелей и других искусственных сооружений на автомобильных дорогах, состояние и работоспособность водоотвода на сооружениях, а также состояние дорожных и навигационных знаков.

6. Основные положения по оценке состояния дорог и искусственных сооружений

6.1. Работы по оценке состояния дорог и дорожных сооружений включают:

- ежедневные (или еженедельные) текущие осмотры;

- периодические (1 раз в месяц или квартал) осмотры;

-    сезонные осмотры, выполняемые в начале каждого текущего сезона или в конце предыдущего;

- диагностику и оценку состояния дорог (исследования состояния).

Объемы выполняемых при осмотрах и диагностике работ определяются соответствующими нормативными документами, пособиями и рекомендациями.

6.2. Осмотры выполняют, как правило, визуально, используя при необходимости
простейший мерный инструмент и портативные приборы. Диагностику выполняют с
применением специального оборудования и передвижных лабораторий согласно действующих
норм.

6.3. Результаты диагностики федеральных автомобильных дорог заносят в отраслевой автоматизированный банк дорожных данных, который в основном служит для анализа и прогнозирования его изменения, планирования ремонтных мероприятий, анализа результатов и оценки их эффективности.

6.4. Работы по оценке технического состояния искусственных сооружений включают постоянный надзор, текущие и периодические осмотры, а также специальные осмотры (диагностику, обследования, исследования). Состав и характер работ по каждому виду осмотров назначают в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. Постоянный надзор и текущие осмотры проводят мостовые (тоннельные) мастера, а периодические осмотры - комиссии, организуемые в установленном порядке. Специальные осмотры мостовых и других сооружений, а также опытных и технически сложных конструкций мостов и тоннелей выполняют специализированные мостоиспытательные организации, имеющие лицензии на проведение таких работ.

6.5. Комиссии организуются инициативе Администрации г.п. Приобье. как заказчика работ по обслуживанию, текущему и капитальному ремонту дорог, или органов ГИБДД. В состав комиссии включают представителей дорожной организации и эксплуатирующего подразделения.

7. Задачи дорожной службы

7.1. В соответствии с конечной целью деятельности дорожной службы на ее подразделения возлагаются обязанности:

- обеспечение требуемого технического уровня и эксплуатационного состояния дорог и дорожных сооружений, безопасности движения транспорта и пешеходов:

- содержание в постоянной исправности и обеспечение эффективного использования основных фондов, предназначенных для эксплуатации автомобильных дорог;

- принятие необходимых мер по предотвращению перерывов и ограничений движения. сезонных деформаций и разрушений дорог и искусственных сооружений, по ликвидации последствий стихийных бедствий, своевременной информации участников движения и заинтересованных организаций об условиях движения на дорогах;

- обеспечение совместно с соответствующими органами охраны дорог и дорожных сооружений, контроля за соблюдением Правил пользования и охраны автомобильных дорог и

дорожных сооружений;

-   обеспечение мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда в
подразделениях дорожной службы.

7.2. Ремонт и содержание автомобильных дорог осуществляется дорожными
подразделениями, а также привлекаемыми в отдельных случаях на основе конкурсов
(подрядных торгов) другими специализированными организациями.

7.3. Обеспечение сохранности дорог включает в себя комплекс мероприятий по предупреждению преждевременного разрушения и износа проезжей части, земляного полотна. искусственных сооружений и обустройства дорог, а также по сохранению их текущего транспортно- эксплуатационного состояния. Для обеспечения этого органы управления дорогами (Администрация городского поселения Приобье) выдают разрешения на пропуск тяжеловесных автотранспортных средств.

7.4. Администрация городского поселения, как орган, осуществляющий управление автомобильными дорогами в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог:

- устанавливают начало и окончание периода временного ограничения движения на обслуживаемой сети автомобильных дорог в расчетный период (весной) года;

- оповещают через средства массовой информации заинтересованные предприятия, учреждения и частных лиц о порядке введения временного ограничения движения по обслуживаемой сети автомобильных дорог;

- выдают специальные пропуска для движения транспортных средств;

-    организуют контроль за проездом транспортных средств, а также установкой необходимых дорожных знаков.

7.5. Ограничение движения не распространяется на автотранспортные средства, осуществляющие перевозки пассажиров, международные перевозки грузов по межправительственным соглашениям, а также грузов, связанных с жизнеобеспечением соответствующих регионов, предотвращением или ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. Ограничение движения не распространяется также на автотранспортные средства, чьи осевые нагрузки не превышают допустимые по условиям прочности дорожных одежд в расчетный период года.

8. Капитальный ремонт 8.1. Капитальный ремонт земляного полотна и водоотвода

Земляное полотно

8.1.1. При изменении плана и продольного профиля дороги с доведением параметров до норм, соответствующих установленной категории, работы по устройству земляного полотна выполняют согласно конкурсной документации и проекта на капитачьный ремонт.

8.1.2. В условиях систематического подтопления насыпи при разливах рек и таянии снежных отложений, насыпях повышенной снегозаносимости в зимний период на длительных по протяженности участках дороги, обширных и систематических образованиях пучин осуществляют поднятие их высотных отметок. Одновременно для улучшения условий снегопереноса, повышения устойчивости может потребоваться и выполнение работ по уполаживанию откосов. При подтоплении насыпи с разрушением откосов выполняют их укрепление.

8.1.3. При поднятии высотных отметок насыпей происходит и их уширение. При соответствующем технико-экономическом обосновании подлежит удалению также и дорожная одежда, особенно в случаях, если материалы по своему качеству могут быть повторно использованы.

8.1.4. Для обеспечения равнопрочности уширенной насыпи выполняют уплотнение грунтов уширяемой части до значений Ку > 1,0, усиление ее различными армирующими прослойками из геосинтетических материалов, сеток, георешеток (особенно контактной зоны) и

т.д.

8.1.5. При высоком уровне грунтовых вод, значительном увлажнении грунтов насыпи и, как следствие, ее деформациях и разрушениях осуществляют замену грунта рабочего слоя на глубину промерзания дренирующими грунтами, включают при необходимости армирующие, гидроизолирующие или дренирующие прослойки из различных геосинтетических материалов, обеспечивающие осушение земляного полотна, повышение прочности или защиту грунтов рабочего слоя от переувлажнения поверхностными или грунтовыми водами, выполняют замену материала морозозащитного слоя или осуществляют его устройство вновь (при его отсутствии).

8.1.6. На сооружаемых на стадии капитального ремонта пересечениях и примыканиях. площадках для остановки и стоянки автомобилей, в других местах, оговариваемых «Классификацией», при капитальном ремонте дороги земляное полотно и водоотвод выполняются в соответствии с проектом на капитальный ремонт, нормами СНиП 2.05.02-85.

8.1.7. Ликвидацию пучин выполняют путем частичной или полной замены грунта рабочего слоя, его укрепления различными материалами, дренирования согласно положений нормативных документов на эти виды работ с последующим проведением мероприятий по предупреждению появления пучин. К числу этих мероприятий относятся увеличение высотных отметок насыпи, полная или частичная замена материала дренирующего слоя, замена или увеличение толщины морозозащитного слоя, применение геосинтетических теплоизолирующих материалов.

8.1.8. При увеличении высотных отметок насыпи выполняют работы по устройству капилляропрерывающих, водонепроницаемых, теплоизоли-рующих, защитных и других прослоек в зависимости от их необходимости, в том числе с использованием рулонных геосинтетических материалов.

8.1.9. При капитальном ремонте на основе проектов могут сооружаться подъездные пути и дороги к различным объектам обеспечения работ материалами, площадки для складирования материалов, временные объезды ремонтируемых участков и другие объекты обеспечения работ.

Водоотвод

8.1.10. Работы по возведению и переустройству водоотводных и дренажных сооружений при изменении плана и профиля дороги, уширении насыпи, переустройству и возведению вновь пересечений и примыканий автомобильных дорог выполняют согласно проекта на капитальный ремонт.

8.1.11. При сильном увлажнении грунтов земляного полотна, недостаточной эффективности работы дренирующего слоя дорожной конструкции обеспечение (повышение) ее прочности при капитальном ремонте обеспечивают также путем осушения грунта устройством прикромочного, подкюветного продольного дренажа и других сооружений водоотвода и дренирования грунтов.

8.1.12. При капитальном ремонте на участках дорог, где водоотводные и дренажные сооружения показали свою неэффективность, осуществляют переустройство или устройство более совершенных конструкций, в т.ч. с использованием в качестве противозаиливающего элемента для обсыпок нетканых геосинтетических материалов.

8.2. Капитальный ремонт дорожных одежд

8.2.1. Капитальный ремонт выполняют в соответствии с проектно-сметной документацией.

8.2.2. Усиление дорожной одежды выполняется при фактическом модуле упругости дорожной конструкции меньше требуемого, т.е. когда коэффициент прочности меньше 1 и после реализации мер по восстановлению прочности и устойчивости земляного полотна, если было отмечено при обследовании снижение этих показателей.

8.2.3. Усиление дорожной одежды сопровождается исправлением продольных и поперечных неровностей и поперечных уклонов проезжей части. При этом исправление поперечных уклонов производят методами фрезерования покрытия, устройства выравнивающего слоя или их комбинаций. Продольный профиль исправляют выравнивающим слоем. Новые слои (включая выравнивающий) устраивают, руководствуясь действующими требованиями на строительство асфальтобетонных покрытий.

8.2.4. Традиционный способ усиления дорожной одежды предусматривает устройство дополнительного асфальтобетонного слоя (или слоев, включая выравнивающий) поверх существующего покрытия (способ перекрытия).

Срок службы слоя усиления может быть продлен при комбинировании способа перекрытия со способом термопрофилирования (метод горячей регенерации). Также может быть использован способ "ремикс плюс". Усиление дорожных одежд также может выполняться методом холодной регенерации.

8.2.5. При усилении дорожной одежды способом перекрытия для замедления процесса отраженного растрескивания нового слоя используют армирующие прослойки из геосинтетических нетканых материалов, геосеток.

8.2.6. При уширении дорожной одежды необходимым условием является надежное сопряжение конструкции уширения со старой одеждой.

8.2.7. При проектировании дорожной одежды на уширении необходимо учитывать, что это будет наиболее нагруженная полоса движения. Не прочность предпочтительно делать выше. чем прочность дорожной одежды на скоростных полосах (принцип разнопрочности дорожной одежды по ширине).

8.2.8. Краевая укрепительная полоса устраивается путем уширения дорожной одежды проезжей части дороги или самостоятельно, если изменение ширины проезжей части не предусматривается. Она должна иметь покрытие усовершенствованного типа (асфальтобетон, цементобетон) и по прочности соответствовать условиям движения по дороге. Конструкция краевой укрепительной полосы назначается согласно положений действующих документов.

Для устройства бордюров используются типовые бордюрные камни.

8.2.9. При потере несущей способности дорожной конструкции с цементобетонным покрытием или, когда восстановление ровности нецелесообразно из-за многочисленных повреждений поверхности и разрушения швов, производят перекрытие цементобетона слоям из цементобетона или асфальтобетона.

8.2.10. Толщину слоев перекрытия по п. 4.2.23 определяют расчетным путем. Укладку слоев перекрытия осуществляют в соответствии с действующими документами на строительство новых цементобетонных покрытий.

8.2.11. При капитальном ремонте гравийных, щебеночных и грунтовых улучшенных дорог производят:

-    полное восстановление и повышение работоспособности дорожной одежды с
добавлением щебеночных и им подобных материалов в количестве более 500 м на километр
дороги;

-   устройство более совершенных типов покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания (методом холодной регенерации).

8.2.12. Устройство новых слоев дорожной одежды осуществляют с проведением дополнительных операций по сплошному киркованию. профилированию и уплотнению существующего покрытия.

8.2.13. Сплошную кирковку или фрезерование производят на глубину наиболее характерных для данного участка неровностей, но не менее, чем на 5 см. Перед этим в сухую погоду покрытие поливают водой в количестве 6-12 л/м".

8.2.14. Для усиления гравийных и щебеночных покрытий используют решения по увеличению толщины слоев или устраивают более совершенные покрытия. При этом старые покрытия выполняют функцию оснований. Технология устройства покрытий принимается согласно положений действующих документов.

8.3. Капитальный ремонт искусственных сооружений

8.3.1. Капитальный ремонт включает:

- предпроектное обследование сооружения с предложениями по его восстановлению:

- составление проекта капитального ремонта;

- подготовку необходимой документации для проведения работ (на стадии подготовки к строительным работам); обустройство строительной площадки;

- строительные и монтажные работы в полном объеме;

- приемку сооружения после капитального ремонта в эксплуатацию.

После завершения работ по капитальному ремонту сооружения (до приемки в эксплуатацию) проводят его обследование и, при необходимости, испытание нагрузкой. Положительное заключение по результатам обследования и составления паспорта сооружения являются основанием для приемки его в эксплуатацию.

8.3.2. Все работы по обследованию проводятся в соответствии с действующими СНиП 3.06.07-86 и другими документами.

8.3.3. Исходными данными для разработки проекта являются:

- результаты обследования, а при необходимости испытания моста с оценкой технического состояния сооружения;

- материалы инженерно-геологических и гидрологических изысканий:

8.3.19. При капитальном ремонте водопропускных труб производят перестройку или замену изношенных основных частей или всей конструкции в целом, а также их устройство на автомобильной дороге в местах с необеспеченным водоотводом.

8.3.20. Водопропускные трубы перестраивают при их разрушении или крупных многочисленных повреждениях конструкций. При уширении дороги производят удлинение труб.

8.4. Капитальный ремонт в области организации и обеспечения дорожного движения

8.4.1. При капитальном ремонте автомобильных дорог осуществляют строительство недостающих автобусных остановок и площадок отдыха, а также ремонт уже существующих с обустройством их необходимыми элементами.

8.4.2. На автобусных остановках устраивают посадочные площадки с автопавильоном. Ширину посадочной площадки принимают не менее 2 м, длину - не менее длины дополнительной полосы для остановки автобуса.

8.4.3. Заездной карман для автобусов устраивают при размещении остановки.

8.4.4. Тротуары и пешеходные дорожки устраивают в направлении основных потоков пешеходов от посадочных площадок до существующих тротуаров или пешеходных дорожек.

Ширину тротуаров или пешеходных дорожек принимают не менее 1,5 м.

8.4.5. Между автобусными остановками встречных направлений движения устраивают пешеходный переход. Ширину наземного пешеходного перехода устанавливают не менее 4 м.

8.4.6. Для укрытия пассажиров от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов (осадки, солнечная радиация, ветер и т.п.) на остановках устраивают павильоны.

8.4.7. Автобусная остановка оборудуется дорожными знаками, разметкой и ограждениями в соответствии с действующими документами.

8.4.8. Для обеспечения безопасности дорожного движения пешеходные дорожки или тротуары устраивают на дорогах всех категорий, проходящих через населенные пункты, а также на подходах к ним от автобусных остановок, мест приложения труда, отдыха и торговли независимо от количества пешеходов.

8.4.9. Тротуары располагают с двух сторон дороги. Расположение тротуара с одной стороны дороги допускается только при односторонней застройке.

8.4.10. Знак 1.20 «Пешеходный переход» в населенных пунктах устанавливают при
наличии нерегулируемого наземного пешеходного перехода на расстоянии 50-100 м только перед теми переходами, расстояние видимости которых менее 150 м.

Знаки 5.16.1 и 5.16.2 «Пешеходный переход» устанавливают справа и слева от дороги, соответственно, у мест, выделенных для организованного перехода пешеходов через проезжую часть. На размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода в сторону приближающихся транспортных средств.

Знаки 5.16.1 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.16.2.

Разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения наземных пешеходных переходов. Тип разметки выбирают в зависимости от ширины пешеходного перехода по ГОСТ Р 51256, а его ширину в зависимости от интенсивности движения пешеходов из расчета 1 м на каждые 500 пешеходов в час, но не менее 4 м.

8.4.11. На пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в разных уровнях, имеющих неполную развязку транспортных потоков, при их капитальном ремонте производят достройку недостающих въездов и съездов в соответствии с принятой в проекте очередностью строительства.

8.4.12. Для обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также повышения пропускной способности дорог в темное время суток при капитальном ремонте выполняют работы по устройству искусственного освещения.

Детальная разработка технических решений и проектирование искусственного освещения и подводящих линий электропередач, определение их сметной стоимости выполняется в установленном порядке при подготовке инженерных проектов.

8.4.13. Устройство искусственного освещения на автомобильных дорогах
предусматривают:

- в населенных пунктах;

- в зонах расположения объектов дорожного сервиса;

- на железнодорожных переездах;

- на автобусных остановках, подземных пешеходных переходах;

- на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток у расположенных вблизи от дороги мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения.

8.4.14. При капитальном ремонте участка дороги производят устройство (монтаж) новых и переустройство существующих средств организации дорожного движения в связи с изменением параметров дороги и интенсивности движения. Установку технических средств организации дорожного движения (дорожных знаков, разметки, ограждений и других средств) выполняют в соответствии с проектом капитального ремонта и утвержденной схемой организации движения.

Конструкции используемых средств и способы их размещения на дороге применяют согласно действующим стандартам.

9. Текущий ремонт 9.1. Ремонт земляного полотна и водоотвода

Земляное полотно

9.1.1. Ремонт земляного полотна и водоотвода осуществляется комплексно по всем
элементам или выборочно при сохраненной целостности части из них в соответствии с
проектом или на основе ведомости дефектов при ограниченном объеме работ согласно
действующей «Классификации».

9.1.2. При подтоплении небольших по протяженности участков поверхностными водами или водами при разливе, при повышенной заносимости отдельных участков насыпи в зимний период, при образовании обширных деформаций в результате пучения грунтов рек осуществляют подъемку насыпи. При подтоплении насыпи с разрушением откосов выполняют их укрепление.

9.1.3. Краевую укрепительную полосу шириной 0.5-0,75 м (устраиваемую в том числе и путем уширеиия дорожной одежды проезжей части) укрепляют с устройством покрытия из связных материалов. Остановочная полоса может укрепляться различными материалами. Выбор параметров и конструкции, а также материалов для укрепления производится по правилам

9.1.4. Раскрытие снегозаносимых выемок, срезку их откосов для обеспечения видимости на кривых и для повышения устойчивости, устройство на откосах аккумуляционных полок и др. выполняют с обязательным учетом грунтовых и гидрологических условий, характера деформаций (если они наблюдались при осмотрах). При работах следует предусматривать мероприятия, обеспечивающие общую и местную устойчивость откосов, надежную их защиту от воздействия агрессивных факторов.

9.1.5. Раскрытие или углубление выемок производятся, как правило, с удалением грунта в кавальер, его складированием в пределах полосы отвода для возможного последующего использования на соседних участках насыпей при их уширении или поднятии высотных отметок, если грунты относятся к категории дренирующих. Все работы по раскрытию и углублению выемок выполняются на основе проекта на ремонт дороги.

Водоотвод

9.1.6. Необходимо, чтобы боковые резервы имели правильную форму. Для этого их планируют с приданием уклона в сторону от подошвы насыпи не менее 20 %. Если резерв имеет участки с длительным стоянием поверхностных вод, проводят его переустройство (восстановление).

9.1.7. При ремонте водоотводных и нагорных канав их прочищают на всем протяжении ремонтируемого участка, восстанавливают и. при необходимости, на отдельных участках перестраивают. Прочистку канав ведут навстречу возможному течению воды.

9.1.8. Наряду с ремонтом открытой водоотводной системы прочищают и ремонтируют поврежденные водостоки, промывают дренажи. Выполняют замену отдельных дрен на небольших по протяжению участках, ремонт устьев дрен, колодцев, замену на отдельных участках фильтровальной обсыпки.

9.1.9. При постоянном размыве боковых канав ливневыми и талыми водами, подмыве оснований насыпей и выемок, конусов и укреплений малых искусственных сооружений, дно. боковые стенки канав, выходные русла труб укрепляют различными сборными

9.1.10. При подмыве и разрушениях лотков, быстротоков, водобойных колодцев. берегозащитных и противоэрозионных и других сооружений производится их ремонт.

9.1.11. Основными мероприятиями при ликвидации пучин или предупреждении их образования на эксплуатируемых автомобильных дорогах являются отвод воды от земляного полотна (уположение откосов, устройство берм), осушение грунтов, ограничение или пресечение поступления поверхностных и грунтовых вод в рабочий слой.

9.2. Ремонт дорожных одежд

9.2.1. Ремонт, как правило, выполняют в соответствии с проектно-сметной
документацией. Допускается взамен проекта разработка сметной документации с описанием
технических решений.

9.2.2. Восстановление дорожного покрытия осуществляют при наличии на нем большого числа выбоин и широких трещин, а также его истончения (физического износа) под воздействием движения.

9.2.3. При традиционном методе восстановления покрытия путем укладки нового слоя предварительно заделывают выбоины и широкие трещины, ликвидируют колеи глубиной 15-45 мм, срезают гребни выпора по колеям и локальные выпуклости, очищают покрытие от пыли и грязи и подгрунтовывают.

При ремонте изношенного покрытия его выфрезеровыванием и укладкой нового слоя отпадает необходимость в устранении повреждений, и появляется возможность частичного исправления поперечных уклонов.

9.2.4. С целью задержки процесса разрушения покрытий, на которых появились трещины.
шелушение, выкрашивания и др., а также для восстановления или улучшения сцепных свойств
устраивают тонкий защитный слой (слой износа).

Перед устройством защитного слоя покрытие очищают от пыли и грязи, устраняют имеющиеся повреждения (выбоины, просадки, наплывы, широкие трещины, колейность и др.).

9.2.5. Защитный слой на покрытии устраивают путем его поверхностной обработки органическим вяжущим с последующим распределением щебня (битумощебеночная обработка).

9.2.6. На дорогах с интенсивным движением, особенно имеющих цементобетонное покрытие,  более  эффективно  выполнение  поверхностной   обработки  с  двойной  россыпью щебня: на слой вяжущего сначала рассыпают щебень фракции 10-15мм. прикатывают его, а затем рассыпают щебень фракции 2-5мм или 5-10мм и уплотняют. Такая обработка целесообразна в качестве временной меры поддержания в работоспособном состоянии дорог с недостаточной прочностью при наличии на покрытии сетки трещин, выбоин, колей.

9.2.7. Ликвидацию колей глубиной 30-45 мм осуществляют удалением выпоров методом холодного фрезерования и укладкой в углубление выравнивающего асфальтобетонного слоя обычным способом или ЭМС инъекционным способом или горячей регенерации с устройством в последующем поверхностной обработки.

9.2.8. Наплывы, волны и сдвиги на покрытии, а также выступающие над поверхностью покрытия стыки и пломбы заделки выбоин устраняют фрезерующими или шлифовальными машинами.

9.2.9. Раковины, выбоины, отдельные очаги поверхностного разрушения
цементобетонных покрытий заделывают цементо- и полимербетонными смесями.
торкретбетоном, также смесями на жидком промышленном стекле. В исключительных случаях
допускается применение асфальтобетонных смесей.

9.2.10. В местах поднятия плит необходимо вырубить цементобетонное покрытие на ширину разрушения и на месте вырубки уложить новое цементобетонное покрытие на всю толщину плиты. Как временная мера - допускается ремонт асфальтобетонной смесью.

9.2.11. Исправление продольного профиля существующего цементобетонного покрытия перед устройством слоев износа (усиления) осуществляют путем укладки выравнивающего слоя.

9.2.12. При ремонте дорожных одежд с переходными и низшими типами покрытий выполняют восстановление профиля и слоя износа с добавлением щебеночных и им подобных материалов в количестве до 500 м"5 на километр дороги согласно положений действующих нормативных документов.

9.2.13. Восстановление профиля дорог с гравийными и щебеночными покрытиями достигается путем проведения сплошной ремонтной кирковки и профилировки покрытия с добавлением нового материала, обработки верхнего слоя органическими вяжущими или специальными обеспыливающими материалами методом смешения на месте.

9.2.14. Технология работ при проведении сплошной ремонтной профилировки состоит из: механической очистки поверхности покрытия от грунта, грязи, мусора, кирковки или фрезерования проезжей части и предварительной ее профилировки, доставки на покрытие готовой оптимальной гравийной или щебеночной смеси, ее распределения, профилирования. увлажнения и уплотнения.

9.2.15. Приемке выполненных работ и оценке качества подлежат:

а) работы по ремонту дорог, выполненные за квартал, с целью определения их объемов и качества - промежуточная приемка;

б) работы, которые впоследствии будут частично или полностью скрыты с целью проверки правильности их выполнения - приемка (освидетельствование) скрытых работ;

в) отремонтированные дороги или их участки с целью проверки соответствия выполненных работ по качеству и объему утвержденной технической документации (по окончании указанных работ или в конце сезона) - приемка в эксплуатацию.

Приемку осуществляет комиссия под председательством представителя заказчика в составе главного инженера, мастера (бригадира) организации, выполнившей работы. Могут также привлекаться специалисты-эксперты. Приемку оформляют соответствующим актом, к которому прикладывают расчет оценки качества работ.

9.3. Ремонт искусственных сооружений

9.3.1. Потребность в работах по ремонту возникает при накоплении в элементах сооружения дефектов и повреждений, вызвавших их износ более 30% и необходимости ограничения условий движения по искусственному сооружению.

Приоритетность в этих работах на тех или иных сооружениях определяется на основании технико-экономического обоснования. Все работы по ремонту выполняются на основе проектно-сметной документации, которая разрабатывается по результатам обследования сооружения. В состав документации по ремонту сооружений включаются: рабочий проект (конструктивная и сметно-финансовая части), а также согласованный проект изменения схемы движения через сооружение и под ним. перенос коммуникаций (при необходимости), отвод земли на время строительства под стройплощадку и др.

В зависимости от условий эксплуатации, ремонт сооружений, как правило, проводится через 25-35 лет путем замены изношенных элементов или их усиления.

9.3.2. Контроль и приемку работ в процессе ремонта и после его окончания выполняют в соответствии с проектной документацией и согласно, действующих документов. Контролю подлежат геометрические размеры и очертания элементов, включая профиль ездового полотна и участок сопряжения с насыпью, их взаимное расположение, стыковка, качество применяемых материалов и соблюдение технологического регламента.

9.3.3. Ремонт труб рекомендуется проводить в летний период. При развитии значительных деформаций (растяжка труб, вертикальное смещение звеньев) и разрушении оголовков и отдельных звеньев производят их перекладку или замену. До проведения ремонтных работ таких труб необходимо временно укреплять их постановкой рам, подпорок, кружал и т.д.

На трубах, имеющих повреждения элементов (разрушение защитного слоя с коррозией арматуры, нарушение гидроизоляции и др.), выполняют ремонтные работы.

9.3.4. Если гидравлическим расчетом обоснована возможность беспрепятственного пропуска водного потока при меньшем отверстии трубы, допускается усиливать дефектные трубы путем установки новых звеньев внутри старых с устройством плавных сопряжений (бетоном или полимербетонными материалами) между ними.

9.3.5. При появлении признаков нарушения гидроизоляции, образовании щелей с высыпанием грунта в пространство трубы, производят их ремонт путем герметизации щелей полимерными материалами. Работы проводятся, как правило, без вскрытия насыпи над трубой с применением иньекторов или другого специального оборудования. Для восстановления наружной гидроизоляции трубы (по ее наружной поверхности) необходимо производить вскрытие насыпи на ремонтируемом участке с предварительной организацией безопасного движения транспортных средств по автомобильной дороге. Такой вид ремонта целесообразно выполнять при диаметре труб до 1 м и высоте насыпи не более 1,5 м. Наружная изоляция восстанавливается путем заделки швов и щелей менее 1 см герметиками или при ширине щелей 1 см и более - обычной паклей, пропитанной битумной мастикой. Кроме того, эти участки перекрывают по контуру трубы на ширину 25 см несколькими слоями (2-3 слоя) рулонного материала, чередуя с битумной мастикой. Остальную часть наружной поверхности трубы обмазывают двумя слоями битумной мастики.

Засыпку трубы производят слоями грунта по 15-20 см с тщательным его уплотнением трамбовками.

9.3.6. Пустоты за трубами, образующиеся вследствие вымывания грунта через дефектные швы, при ремонте труб без раскрытия насыпи, заполняют песком или цементопесчанои смесью под давлением с внутренней стороны трубы. Для этого иньекторы устанавливают в швы между звеньями и нагнетают указанные материалы с помощью цемент-пушки или растворонасоса. После заполнения пустот дефектные швы заделывают.

9.3.7. Деформированные оголовки перестраивают с одновременным устранением причин, вызвавших деформации. При ремонте укреплений на выходе из трубы восстанавливают грунтовое основание, в необходимых случаях устраивают подготовку под плиты укрепления. укладывают плиты и заполняют бетоном швы.

9.3.8. При отсутствии поверхностного водоотвода на участках дорог, где размещены трубы, для предотвращения размывов и организации спуска воды, по обе стороны проезжей части у трубы устраивают лотки.

9.3.9. При неудовлетворительной работе защитных устройств, водобойных колодцев в нижнем бьефе, не обеспечивающих необходимого гашения кинетической энергии потока на выходе из трубы, целесообразно устраивать простейшие виды гасителей, а в конце быстротоков в нижнем бьефе - рассеивающие трамплины.

9.3.10. В металлических гофрированных трубах при отклонении формы поперечного сечения от ее проекта более чем на 3%, необходимо производить ремонт. Для этого в трубе устанавливают распорки с домкратом или при вскрытии насыпи заменяют деформированный участок металла с применением сварки и последующим устройством защитных покрытий по восстановленному участку трубы.

9.4. Ремонт в области организации и обеспечения дорожного движения

9.4.1. Установка знаков на автомобильных дорогах производится в соответствии с проектами организации движения, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.

Места установки знаков на дорогах принимаются согласно ГОСТ 23457-86. Установку дополнительных  знаков  или  снятие  ранее  установленных  производят  по согласованию с органами ГИБДД.

9.4.2. Знаки кратковременного или сезонного действия устанавливают только на тот период, когда они необходимы, и немедленно снимают после устранения причин, вызвавших их установку.

9.4.3. Для обеспечения четкого понимания знаков водителями и исключения случаев их ошибочного толкования на знаке (кроме знаков 5.20.1, 5.20.2, 5.21, 5.27) или его стойке не размещают информацию, не имеющую отношения к дорожному знаку.

Средства наружной рекламы в населенных пунктах размещают на расстоянии не менее 5 метров от бровки земляного полотна (бордюрного камня).

9.4.4. Опоры дорожных знаков могут быть выполнены из дерева, железобетона, металлических и асбоцементных труб и других материалов и изделий, обеспечивающих устойчивость знаков при воздействии на них расчетной ветровой нагрузки, мойке знаков ручным и механизированным способом и безопасность при случайных наездах на них транспортных средств. По всей длине дороги опоры знаков выполняют из однородного материала и одинаковой формы.

9.4.5. При ремонте автомобильной дороги выявляют места, в которых отсутствуют дорожные знаки, включая знаки индивидуального проектирования, предусмотренные утвержденной схемой организации движения (схемой дислокации дорожных знаков).

При незначительных повреждениях (знак развернут по отношению к проектному положению, наклон стойки знака, мелкие повреждения световозвращающей пленки знака, не искажающие его смысла, незначительная деформация щитка знака) знаки ремонтируют на месте.

При повреждениях знаков, которые невозможно устранить на месте, знаки снимают, а на их место устанавливают исправные.

При отсутствии знаков, предусмотренных схемой организации движения, их устанавливают вновь.

9.4.6. При наличии на дороге системы диспетчерского или автоматизированного управления движением (предупреждение о гололеде, система контроля или регулирования скорости движения) необходимо выявлять неисправные элементы системы и своевременно ремонтировать или заменять их для поддержания системы в рабочем состоянии. При необходимости модернизации системы с дополнением новыми объектами или
совершенствовании ее функций в нее могут включаться новые объекты или устанавливаться новое оборудование.

9.4.7. В процессе эксплуатации дороги, особенно в весенний период, проводят ремонтные работы на остановочных пунктах, на которых появились дефекты в виде колей, разрушений покрытия и бордюрного камня, автопавильонов (разрушение, повреждение стен и перекрытий).

9.4.8. У наземных пешеходных переходов производят восстановление разметки после ее износа выше допустимых значений и восстанавливают технические средства организации движения, утраченные или поврежденные в процессе эксплуатации.

9.4.9. Ремонт тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек производят при их износе (наличии глубоких выбоин, обломов кромок покрытия и других дефектов).

10. Содержание

10.1. Содержание земляного полотна и водоотвода

Земляное полотно

10.1.1. Содержание включает инженерно-технические мероприятия по систематическому уходу за земляным полотном в целях поддержания его в работоспособном состоянии и исправление отдельных небольших повреждений и деформаций. Выполнение работ по содержанию способствует обеспечению требуемой прочности и устойчивости земляного полотна, дорожной конструкции проезжей части в целом, позволяет замедлить процесс ухудшения транспортно- эксплуатационных показателей дороги в межремонтный период. Решаемые при содержании основные задачи носят сезонный характер и обеспечивают:

- в зимний период - максимальную очистку насыпи от снежных отложений, удаление наледных образований, устройство в снежных отложениях в резервах траншей для отвода талых вод;

- в весенний период - недопущение переувлажнения грунтов земляного полотна талыми и грунтовыми водами;

-   в летний период - выполнение работ по уходу за конструктивными элементами
земляного полотна (обочины, откосы, водоотвод и др.), устранению мелких деформаций и разрушений;

- в осенний период - проведение работ по защите грунтов земляного полотна от избыточного увлажнения.

Дорожно-эксплуатационной службе особое внимание необходимо уделять участкам с неблагоприятными грунтовыми и гидрологическими условиями, местам развития пучинообразования, подтопления земляного полотна.

10.1.2. Работы по содержанию выполняют на основе осмотра и диагностики дороги с составлением ведомости дефектов и смет по отдельным конструктивным элементам: откосам. обочинам, системе водоотвода. Основной объем обследований проводят визуально. При этом фиксируют:

- изменения профиля откосов, наличие размывов, оползаний, обрушений, осыпей, степень зарастания откосов нежелательной растительностью, кустарником, дефекты дернового слоя укрепления;

- наличие укрепления (и вид укрепления), дефекты и повреждения обочин.

10.1.3. При содержании дороги регулярно очищают от посторонних предметов, мусора. порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности полосу отвода, разделительную полосу, откосы, обочины, элементы системы водоотвода, выполняют профилировку летних тракторных путей, грунтовых объездов в местах производства ремонтных работ, ликвидируют съезды в неустановленных местах с одновременным восстановлением системы водоотвода.

10.1.4. На обочинах выполняют работы по поддержанию ровности ее поверхности, обеспечению поперечного уклона к бровке земляного полотна для надежного и быстрого стока дождевых и талых вод.

10.1.5. Если отдельные участки обочин не укреплены, до выполнения работ по укреплению производят работы по планировке поверхности с необходимой срезкой, досыпкой и уплотнением грунта с соблюдением заданного уклона. Если на обочинах в колеях и ямах имеется вода, то до начала ремонтных работ ее спускают и устраняют грязь. Рекомендуется для подсыпки использовать грунт аналогичный грунту земляного покрова или обладающий лучшими фильтрационными свойствами.

10.1.6. Деформации и повреждения на укрепленных обочинах устраняют с использованием материалов, аналогичных принятым в конструкции укрепления или обладающих лучшими эксплуатационными свойствами.

10.1.7. Работы по содержанию укрепительной, остановочной полос обочин, укрепленных по типу дорожной одежды проезжей части, проводят аналогично выполняемым при содержании дорожных одежд.

10.1.8. В летний период откосы насыпей, имеющие небольшие деформации и повреждения, планируют с добавлением (при необходимости) грунта, уплотнением и укреплением их дерновкой или засевом трав. На участках, где деформации (повреждения) проявляются систематически,  необходимо  выполнить обследование  с  целью установления причин их возникновения и принятия решения по ремонту или замене конструкции укрепления.

10.1.9 Дефекты и небольшие разрушения на укрепленных откосах ликвидируют с применением материалов, использованных при укреплении. Могут быть применены и другие материалы, обладающие необходимыми характеристиками при условии обеспечения достаточно прочной связи с ранее использованными.

Водоотвод

10.1.10. Работы по содержанию систехмы водоотвода выполняют на основе регулярного ее осмотра. Они носят сезонный характер, что обеспечивает постоянное поддержание на требуемом уровне ее прочности и устойчивости земляного полотна дороги и его элементов.

10.1.11. В фиксируемые визуально при весенних и летних осмотрах деформации и разрушения системы водоотвода входят:

- для неукрепленных или укрепленных гравосмесяхми элементов системы водоотвода (канав. кюветов) - степень зарастания нежелательной раститсльностью(травой. кустарником. порослью), наличие мусора, мест застоя воды, затопления элементов водоотвода при ливневых осадках или снеготаянии;

- для элементов системы водоотвода, укрепленных асфальтобетоном, цементобетоном и другими материалами - наличие дефектов укрепления (отдельные трещины шириной до 5 мм и выше, выкрашивание, сетка трещин, пучины, сколы, обломы, шелушение, разрушение швов);

- для выпусков трубчатых дренажей, водосборных колодцев, гасителей - заиливание, перекос или поломка звеньев.

10.1.12. Быстрый отвод талых вод следует в весенний период особенно тщательно выполнять на пучинистых участках. Дорожно-эксплуатациоиной службе не следует допускать их застой в резервах, у устьев водопропускных сооружений, на проезжей части, обочинах, в водоотводных канавах (кюветах), своевременно удаляя затрудняющие сток препятствия и разрушения.

10.1.13. На участках откосов выемок, имеющих выход грунтовых вод. производят очистку поверхности от снега с удалением его за пределы выемки.

10.1.14. По мере просыхания грунта производят осмотр и очистку водоотводных сооружений от посторонних предметов и грязи, спускают оставшуюся в резервах и водоотводных канавах (кюветах) воду, выполняют работы по заделке промоин, исправлению бровок земляного полотна, осуществляют заделку поврежденных небольших участков откосов с уборкой в небольших объемах оползней, обвалов, селевых выносов.

10.1.15. Если выявлены недостатки водоотвода в резервах, их планируют так. Чтобы устранить задержку воды и обеспечить полный ее отвод. Для пропуска резервами большого количества воды устраивают поперечные выводы из резерва в продольную водоотводную канаву, располагаемую на границе полосы отвода.

10.1.16. В летний период восстанавливают систему водоотвода с последующим поддержанием ее в работоспособном состоянии. Для этого на отдельных участках прочищают боковые водоотводные канавы, кюветы и другие водоотводные сооружения с обеспечением продольного уклона дна не менее 5 %о. Очищают устья дренажных выпусков от оплывшего грунта, устраняют другие мелкие дефекты дренажных устройств. На водоотводных сооружениях, укрепленных асфальтобетоном или цементобетоном, заделывают отдельные трещины, выбоины, сколы, швы, просевшие или вспученные места.

10.1.17. При размыве, разрушении отдельных участков неукрепленных водоотводных, нагорных капав и других водоотводных сооружений с нарушением их продольного и поперечного профилей, производят работы по их восстановлению. Если имеют место отдельные размывы и оплывины грунта на откосах и дне кюветов (канав), у лотков и т.д. их заделывают. Уложенный грунт тщательно уплотняют трамбовками и укрепляют одерновкой. Дно кюветов (канав) на таких участках укрепляют щебнем (гравием) и уплотняют. Производят заделку трещин и швов в асфальтобетонном укреплении водоотводных канав, лотков и т.д.

10.1.18. При  изменении  профиля  водоотводного  сооружения,  укрепленного  сборным

цементобетоном, в результате вспучивания или просадки отдельных цементобетонных плит необходимо произвести их переукладку. Вспученные или просевшие плиты вырубаются по продольным и поперечным швам. Грунт под изъятыми плитами заменяют непылеватым песком. После подгрунтовки вяжущим боковых и нижних поверхностей неповрежденные плиты укладывают на прежнее место, поврежденные заменяют новыми, а швы заделывают битумной мастикой.

10.1.19. В осенний период для защиты грунтов земляного полотна от увлажнения атмосферными осадками и снижения степени их переувлажнения весной следующего года выполняют систематическую очистку устьев водопропускных устройств, выпусков из дренажей и водоотводных канав (кюветов) от посторонних предметов и грязи, осуществляют предзимнюю планировку и уплотнение неукрепленных участков обочин. До наступления периода интенсивного выпадения осадков окончательно восстанавливают деформированные участки откосов насыпей и выемок, систему водоотвода с нарушенными продольными уклонами и поперечными профилями, заканчивают начатые в летний период работы по устранению ранее выявленных дефектов.

10.2. Содержание дорожных одежд

10.2.1. Работы по содержанию, не требуют составления проектной документации и выполняются на основе нормативов, ведомостей дефектов и смет.

10.2.2. В весенний период, до начала интенсивного таяния с проезжей части и обочин должен быть удален снег и лед. После просыхания покрытие тщательно очищают от грязи, пыли противогололедных материалов с использованием различных средств механизации работ.

10.2.3. На ослабленных участках (переувлажнение земляного полотна, пучины) выполняются мероприятия по увеличению несущей способности дорожной конструкции с последующим восстановлением прочности дорожной конструкции.

10.2.4. Весной, с момента наступления теплой и устойчивой погоды, приступают к устранению мелких повреждений в виде выбоин и трещин. Работу организуют так. Чтобы основные объемы были выполнены в возможно сжатые сроки.

10.2.5. Заделку температурных трещин (как правило, сквозных) производят преимущественно в осенне-весенний период при температуре воздуха не ниже +15°С, когда они достаточно раскрыты.

10.2.6. Отдельные дефекты в виде выкрашивания и шелушения (если в ближайшие два года не предусмотрено устройство поверхностной обработки) устраняют инъекционным методом аналогично ремонту выбоин.

10.2.7. При появлении на отдельных участках асфальтобетонного покрытия избытка битума, вызванного его выпотеванием, их следует присыпать высевками или крупнозернистым песком.

10.2.8. Содержание покрытий в осенний период также состоит в очистке их от грязи. пыли, листьев и посторонних предметов, которые могут затруднить содержание дороги в последующий зимний период. В это время особое внимание следует уделять содержанию обочин, так как их плохое состояние может привести к повышенному увлажнению земляного полотна и созданию условий образования в последующем пучин, загрязнению проезжей части и интенсивному разрушению кромок дорожной одежды.

10.2.9. При  содержании цементобетонных покрытий в летнее время проводятся профилактические работы по их предохранению от поверхностных разрушений.

Защита бетонных покрытий от воздействия атмосферной влаги и растворов противогололедных реагентов выполняется путем их гидрофобизации - придания поверхности пор, капилляров и трещин способности не смачиваться водой. Это обеспечивает также и увеличение сцепления колес автомобиля с покрытием и снижает адгезию льда в зимнее время.

10.2.10. В процессе содержания цементобетонных покрытий на них устраняют отдельные мелкие повреждения и деформации, раковины, выбоины, трещины, устраняют местные просадки и поднятия отдельных плит.

10.2.11. При содержании исправляют мелкие повреждения бетона на гранях плит и на их поверхности непосредственно у кромки шва, очищают их и заполняют мастикой. Отдельные,

вновь образовавшиеся, трещины предварительно разделывают пальцевыми фрезами, очищают. а затем заливают. Заливку швов и трещин производят преимущественно битумными мастиками (в том числе и резинобитумными), составы которых подбирают в зависимости от вида и ширины шва или трещины, с учетом категории дороги и дорожно-климатической зоны согласно действующих нормативно-технических документов.

10.2.12. На дорогах с переходными и низшими типами дорожных одежд с целью улучшения ровности покрытия (после дождей в весенний и осенний периоды) осуществляют профилирование покрытия, устраняют отдельные выбоины, колеи и просадки с добавлением щебня, гравия в количестве до 100 м на 1 километр, в сухой период года производят обеспыливание.

Первое профилирование проводят ранней весной (после таяния снега), в результате чего ликвидируются колеи и выравнивается поперечный профиль.

Второе профилирование выполняют в конце весеннего (влажного) периода для ликвидации вновь образовавшихся деформаций и окончательного выравнивания покрытия.

В летний период профилирование производят после дождей по мере необходимости.

Осенью профилирование производят с таким расчетом, чтобы покрытие при эксплуатации зимой было ровное, без колей и поперечных волн.

10.2.13. В весенний период производят очистку проезжей части от грязи, снежной или ледяной корки по мере их таяния. Очистку покрытия производят в течение 3-5 дней после освобождения дороги от основной массы снега и льда, пока грязь не засохла и легко удаляется авто грейдером.

10.2.14. Для обеспечения нормальных условий движения в жаркое и сухое время годя на пылящих покрытиях проезжей части и неукрепленных обочинах, особенно в населенных пунктах, у автобусных остановок и т.п., проводят работы по обеспыливанию.

10.2.14. Оценку уровня содержания выполняют согласно «Руководства по оценке уровня содержания автомобильных дорог», утвержденного Росавтодором и действующего на всех дорогах общего пользования Российской Федерации.

10.3. Содержание искусственных сооружений

10.3.1. Содержание искусственных сооружений, в частности водопропускных труб, предусматривает надзор и уход за сооружениями и прилегающей непосредственно к ним территорией, а также включает профилактические и планово-предупредительные работы (ППР), устраняющие на ранней стадии износ сооружений не превышающий 10% и 25% соответственно,

10.3.2. При надзоре осуществляют контроль за состоянием искусственных сооружений с целью своевременного выявления повреждений в них.

10.3.3. Все работы по уходу за искусственными сооружениями проводят постоянно в течение года на основании результатов текущих и периодических их осмотров, а также постоянного надзора. Работы выполняют по месячным графикам комплексно па всем сооружении. Одновременно проводят соответствующие работы по поддержанию сооружения в чистоте и порядке.

10.3.4. Основными задачами содержания водопропускных труб являются поддержание нормальной их работы, предупреждение образования дефектов в насыпи и проезжей части над ними и непосредственно в самих трубах, устранение мелких повреждений.

При содержании водопропускных труб необходимо следить за состоянием конструкций и материала (металла, железобетона), состоянием стыков и соединений защитных покрытий и гидроизоляции, а также состоянием насыпи и укреплений откосов, оголовков труб, русла на входе и выходе труб.

10.3.5. Водопропускные трубы очищают летом от мусора и ила, а зимой от снега и льда. Работы производят вручную скребками, механизированным способом или с помощью гидромонитора. Гидромонитором трубы очищают сначала с низовой стороны, освобождая русло и трубу от мусора и ила, а затем производят окончательную промывку, направляя струю в трубу с верховой стороны.

На зимний период все трубы следует закрывать на входе и выходе хворостяными матами, щитами для предотвращения проникания внутрь трубы снега. На водотоках в щитах оставляют отверстия на случай оттепелей.

10.3.6. Русло на подходе к трубе необходимо спрямлять, а дно и берега укреплять каменной наброской, в т.ч. с использованием в основании геосинтетических материалов. При наличии размыва берегов в зоне растекания потока за трубой необходимо выполнять их укрепление. Подводящие и отводящие русла, водобойные колодцы и гасители на выходе из трубы регулярно очищают от наносов и посторонних предметов. Необходимо принимать также меры по предупреждению оврагообразования, а при их наличии - производить укрепление откосов и дна русел в этой зоне.

10.3.7. При появлении небольших затухающих осадок или смещения звеньев труб дефектные швы заделывают, а лоток трубы выравнивают бетоном. Щели между звеньями в швах заделывают просмоленной паклей, а затем жестким цементным раствором. Заделывают трещины и сколы в бетоне и кладке, устраняют дефекты в металлических трубах.

В водопропускных трубах, работающих в напорном режиме, необходимо обеспечить полную водонепроницаемость стыков между звеньями, а также надёжное закрепление выходного русла.

10.4. Содержание в области организации и обеспечения дорожного движения

10.4.1. Работы по содержанию знаков выполняют в течение всего года. Дорожные организации ведут постоянный контроль за состоянием дорожных знаков, а также их наличием на дороге в соответствии со схемой дислокации. Знаки очищают от пыли и грязи, в зимний период от налипшего на них снега. Повреждения, имеющиеся на знаке, затрудняющие его восприятие водителями или искажающие смысл знака не допускаются.

Для защиты обратной стороны знаков, их опор и деталей крепления от коррозии их поверхность следует окрашивать. Окраску опор знаков обычно осуществляют в весенний период. Недостающие или поврежденные знаки заменяют или ремонтируют в сроки, определенные ГОСТ Р 50597-93.

10.4.2. Удаление отслужившей разметки (демаркировку) производят на участках автомобильных дорог, на которых изменена схема организации движения, а ее возобновление производят, если ее износ по площади составляет более 25% для разметки, выполненной долговечными материалами, и более 50% - краской. Для линий разметки 1.12-1.16 по ГОСТ Р 51256-99 допускается увеличение на 20% ее предельного разрушения по площади по сравнению с остальными линиями разметки.

Проведение демаркировки в случае устаревшей схемы разметки выполняют в соответствии со схемой демаркировки, которая представляет собой схему существующей разметки с указанием на ней линий, подлежащих удалению, границ и последовательности выполнения работ. При этом границы проведения работ увязывают с новой схемой разметки на данном участке дороги.

При возобновлении изношенной разметки демаркировку не производят, если оставшаяся разметка не будет ухудшать качества вновь наносимой.

10.4.3. При демаркировке линий дорожной разметки допускается срезка асфальтобетонного покрытия на глубину не более 2,0 мм. Оставшиеся после демаркировки элементы дорожной разметки не должны влиять на безопасность движения.

Обязательным требованием при выполнении работ по демаркировке является удаление отходов демаркировки.

10.4.4. Нанесение разметки выполняется на сухое и очищенное от загрязнений покрытие. В случаях необходимости срочного нанесения дорожной разметки на влажное покрытие, его просушивают с использованием специальных газовых линеек-разогревателей. Инжекторных газовоздушных горелок или другого специального оборудования.

10.4.5. В процессе предварительной разметки на дорожном покрытии фиксируют
проектное положение линий и символов дорожной разметки. Предварительную разметку
наносят вручную или с использованием специальной аппаратуры, входящей в комплект
разметочных машин.

10.4.6. Дорожную разметку наносят в соответствии с требованиями, указанными в паспорте разметочного материала.

10.4.7. При пониженных температурах воздуха дорожную разметку наносят только с применением специальных разметочных материалов и технологий, включающих разогрев и высушивание дорожного покрытия.

10.4.8. Ограждения на автомобильных дорогах устанавливают в случаях, когда другие технические решения по обеспечению безопасности движения (уполаживание откосов насыпей. уменьшение высоты насыпей, удаление на достаточное расстояние от кромки проезжей части массивных препятствий и др.) невозможно осуществить по условиям рельефа, ситуации, экономическим и конструктивным соображениям.

10.4.9. При содержании ограждений на дорогах и искусственных сооружениях выполняют работы по устранению повреждений, замене, а также установке недостающих ограждений и отдельных элементов.

10.4.10. Установку ограждений осуществляют с учетом ГОСТ 23457-86 и других документов.

10.4.11. Направляющие устройства подразделяют на: сигнальные столбики, тумбы с искусственным освещением, направляющие островки и островки безопасности.

Сигнальные столбики и тумбы предназначены для обеспечения видимости внешнего края обочин и опасных препятствий в темное время суток и при неблагоприятных метеорологических условиях. Высоту сигнальных столбиков и сигнальных тумб назначают в пределах 0,75—0,8м.

Размещение направляющих устройств в виде сигнальных столбиков выполняют в соответствии с ГОСТ Р 50971 и СНиП 2.05.02-85.

Направляющие островки устраивают для разделения движения транспортных потоков по направлениям. Островки приподнимают над проезжей частью на высоту 0,15—0.2 м.

10.4.12. Автобусные остановки, пешеходные переходы, как в одном, так и в разных уровнях, площадки отдыха регулярно (не реже одного раза в неделю) очищают от грязи и мусора.

10.4.13. Размещенные на автобусных остановках и площадках отдыха контейнеры и урны для мусора регулярно очищаться от мусора, не допускается их переполнение и антисанитарное состояние.

10.5. Особенности содержания дорог в зимний период

10.5.1. Оперативное руководство работами по зимнему содержанию дорог осуществляется дорожными организациями, оборудованными телефонной (сотовой) связью.

10.5.2. Уровень зимнего содержания принимаются ГОСТ 50597-93.

Зимнее содержание организуется по принципу приоритета. В первую очередь мероприятия проводятся на дорогах с постоянным автобусным движением. Обеспеченность дорожных организаций основными средствами механизации работ по зимнему содержанию принимается в соответствии с «Нормативами потребностей в дорожной технике для содержания автомобильных дорог».

10.5.3. Заносимые места на дороге устанавливаются на основании данных диагностики ее транспортно-эксплуатационного состояния и наблюдений. При этом определяются причины образования снежных заносов и разрабатываются мероприятия по устранению или уменьшению заносимости.

10.5.4. Защита дорог от снежных заносов осуществляется снегозащитными средствами, размещаемыми на прилегающих к дороге землях с наветренной стороны от заносимого участка. Снегозащитные средства размещаются постоянно или временно (на период зимней эксплуатации) и подразделяются (по принципу воздействия на снеговетровой поток) на:

а) Снегозащитные средства снегозадерживающего действия - снижающие скорость снеговетрового  потока и  препятствующие  поступлению метелевого снега к дороге

(снегозадерживающие заборы, щиты, сетки, пространственные средства снегозащиты, устройства с изменяющейся просветностью, снежные траншеи, снегозащитные лесные полосы);

б) Снегозащитные средства снегопередувающего действия - увеличивающие скорость ветра снеговетрового потока и способствующие переносу снега через дорогу (снегопередувающие заборы);

10.5.5. Очистку автомобильных дорог от снега производят специальными снегоочистительными машинами.

10.5.6. Основным видом мероприятий по очистке дорог от снега является патрульная снегоочистка, которая производится периодическими проходами плужных и плужно-щеточных снегоочистителей по закрепленному участку в течение всей метели или снегопада.

10.5.7. Мероприятия по предотвращению и ликвидации зимней скользкости включают:

- профилактическую обработку покрытий противогололедными химическими веществами;

- обработку образовавшегося ледяного или снежноледяного слоя противогололедными химическими веществами;

- повышение шероховатости покрытия проезжей части путем распределения фрикционных материалов (песок, высевки, щебень, шлак);

- устройство противогололедных и антиадгезионных покрытий.

10.5.8. С целью предупреждения образования снежно-ледяных отложений распределение противогололедных химических материалов производится или превентивно (основываясь на метеопрогнозе) или непосредственно с момента начала снегопада (для предупреждения бразования снежного наката).

Распределение противогололедных химических материалов во время снегопада позволяет сохранить выпадающий снег в рыхлом состоянии. После прекращения снегопада образовавшуюся на дороге снежную массу удаляют последовательными проходами плужно-щеточных снегоочистителей.

10.5.9. При образовании на дорожном покрытии стекловидного льда (наиболее опасного вида зимней скользкости) работы по его ликвидации состоят в распределении
противогололедных материалов до полного его таяния.

10.5.10. Не рекомендуется использование химических материалов для борьбы с зимней скользкостью при температурах ниже температуры замерзания растворов солей, образующихся при плавлении льда или снега.

10.5.11. При фрикционном способе борьбы с зимней скользкостью на дорогах, уровень содержания которых допускает образование снежного наката, или в случае, когда температура воздуха ниже предельно допустимой температуры, и по техническим условиям нельзя использовать имеющиеся в наличии чистые химические материалы, применяют пескосоляную смесь.

10.5.12. На гравийных, щебеночных и грунтовых дорогах в качестве фрикционных материалов применяют песок, каменные высевки, щебень и шлак. Используемые материалы должны быть без примесей в виде глины или золы, а размер части фрикционного материала быть менее 5 мм.

10.5.13. С целью снижения коррозионного воздействия на транспортные средства, а также элементы искусственных сооружений, предпочтительнее использовать химические вещества, не вызывающие коррозию, или ингибированные материалы.

10.5.14. Для борьбы с зимней скользкостью на цементобетонных покрытиях, допускается применять хлориды, но не ранее, чем через год после завершения строительства, если эти покрытия построены из смеси с воздухововлекающими добавками, и спустя три года, если без них.

10.5.15. Борьбу с зимней скользкостью необходимо проводить, в первую очередь, на потенциально опасных участках: на подъемах и спусках с большими уклонами, в пределах населенных пунктов, на горизонтальных кривых малого радиуса, на участках с недостаточной видимостью в плане или профиле, на пересечениях в одном уровне, на мостах, путепроводах, эстакадах и подходах к ним, в местах остановки общественного транспорта.

10.5.16. Для предупреждения участников движения о скользком покрытии устанавливают временные знаки «Скользкая дорога» и оповещают участников движения о состоянии покрытия специальными световыми табло с надписью «Осторожно! Гололед!», размещаемыми у постов ГИБДД, зданий дорожной службы и у автотранспортных организаций, находящихся рядом с обслуживаемой дорогой.

10.5.17. Помимо химических противогололедных материалов для борьбы с зимней скользкостью рекомендуется применение жидких природных рассолов и соляных растворов.приготавливаемых в условиях дорожного производства.

10.5.18. Для борьбы с наледями применяют различные инженерные мероприятия, которые выбирают с учетом характера и причин образования наледей, рельефа и грунтово геологических особенностей местности, интенсивности движения транспортных средств по дороге и других факторов.

10.5.19. В районах с большим количеством осадков, особенно в осенний период, и значительной высотой снежного покрова, образование наледей на косогорах предотвращают путем отвода воды.

10.5.20. В целях предотвращения выхода наледи на дорогу, притекающую к земляному полотну дороги воду отводят по открытым канавам, устраиваемым непосредственно в наледи.

10.5.21. На участках систематического образования наледи устраивают постоянные задерживающие валы высотой 1,2 - 2,0 м из недренирующих грунтов (глины), отсыпаемых вдоль земляного полотна дороги на расстоянии 5 м от подошвы насыпи или на расстояний 8 м от среза выемки.

10.5.22. Для борьбы с образовавшимися на дороге наледями осуществляют мероприятия по их ликвидации механическим или химическим способом.

11. Контроль и ответственность за нарушение настоящего Положения

11.1. Контроль за исполнением настоящего Положения возлагается на заказчика.

11.2. За нарушение настоящего Положения виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.