gerboktregion Coat of arms of Yugra Khanty Mansia.svg
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Потребительский экстремизм

Автор: МуштоватаяЕБ. Опубликовано в Здоровье

Все мы, так или иначе, является потребителями. Все мы покупаем-продаем, выбираем услуги, оказываем услуги. Кто-то согласно букве закона не нарушает, ну а кто-то, даже не нарушая, злоупотребляет.

Согласно определению (неофициальному) потребительский экстремизм – это поведение потребителей товаров и услуг, имеющее целью получить определенную выгоду и доход, манипулируя законодательством о потребителях в корыстных целях.

При становлении правового государства, важным событием стало принятие в 1992 году ФЗ «О защите прав потребителей» Законодатель подразумевал, что защищая права потребителей, не будут нарушаться права и интересы продавцов, а недобросовестные продавцы (исполнители услуг) будут нести ответственность за свою нерадивость.

Поначалу так и было….

Но вот уровень жизни стал повышаться, правосознание граждан тоже стало расти…. И вот результат, что многие потребители, обходя краеугольные камни законодательства, злоупотребляют своими правами.

Например, потребитель покупает непродовольственный товар (сотовый телефон), и по прошествии 13 дней приносит его обратно в магазин с целью обменять его на другой аналогичный товар, пользуясь ФЗ «ОЗПП», который разрешает в течение 14 дней со дня покупки обменять товар.  Зачастую недобросовестные покупатели именно таким образом меняют товар неоднократно. И в рамках закона продавец не может отказать заменить товар надлежащего качества, если с момента покупки не прошло 14 дней (не считая дня покупки).

В действиях потребителя, который пробует применить ФЗ «ОЗПП» с целью получения выгоды, усматривается нарушение ст. 10 Гражданского кодекса РФ, а именно, «Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах…»

Иными словами, прибегая к потребительскому экстремизму, недобросовестный потребитель рискует нарушить закон и, в свою очередь поплатиться за это деньгами, т.к. средства или товар будут рассматриваться как неосновательное обогащение, а в соответствии с ч. 1 ст. 1102ГК РФ «Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение)»

В защиту предпринимателей скажем, чтобы избежать проявлений потребительского экстремизма, прежде всего, необходимо соблюдать письменную форму договора, в котором отражаются основные организационные вопросы и основные положения, права и обязанности сторон, а также стоимость договора.

Если у вас возникли вопросы или Вам необходима помощь в составлении жалоб, заявлений и прочих документов, Вы можете обратиться в консультационный пункт для потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре, в г. Нягань и Октябрьском районе» по адресу:

г. Нягань, 1 микрорайон, дом 4 помещение 2

или по телефону 8 (34672) 6-67-55