По правовому просвещению граждан

prava-grajdanАнализ поступивших  обращений в прокуратуру Октябрьского района показал, что граждане используя свое конституционное право обращаются в государственные органы и органы местного самоуправления за восстановлением нарушенных прав, но зачастую не получая ответов  вынуждены обращаться в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.

Хотелось бы отметить, что рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений граждан, юридических лиц и должностных является неотъемлемой и весьма значимой работой не только органа прокуратуры, но и иных государственных органов, органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.206 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при рассмотрении обращения органами гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

 

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Также гражданин обязан в своем письменном обращении указывать либо наименование органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, а также последующему  рассмотрению. При необходимости обеспечивается его рассмотрение с выездом на место,  с участием гражданина, направившего обращение.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, о недопустимости злоупотребления правом.

Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Письменное обращение, подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях, срок рассмотрения обращения продляется, но не более чем на 30 дней,  о чем гражданин, направивших обращение уведомляется.

Законом также четко определена и ответственность за нарушение требований при рассмотрении обращений.

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Помимо дисциплинарной ответственности, Федеральным законом №199-ФЗ от 11.07.2011 установлена административная ответственность за нарушение должностными лицами порядка рассмотрения обращений граждан. Санкция ст. 5.59 КоАП РФ предусматривает наложение наказания от пяти до десяти тысяч рублей на виновное лицо.

Кроме того, гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Однако, в случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.


Помощник прокурора района                                                    С.Ю. Кирьянова