Межрайонная ИФНС России №3 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре информирует

Автор: Super User. Опубликовано в Новости
ФНСРазвитие досудебного аудита способствует повышению эффективности и доступности разрешения налоговых споров
 Досудебный аудит – это часть системы внутреннего контроля, позволяющая при наличии жалоб налогоплательщиков не только устранять имеющиеся нарушения в работе налоговых органов, но и, систематизируя их, повышать эффективность контроля. Налогоплательщику данная система позволяет защищать свои права сравнительно простым и быстрым способом, не прибегая к долгосрочной и дорогостоящей судебной процедуре.
Процедура досудебного урегулирования налоговых споров действует уже седьмой год и широко распространена в практике налоговых органов. 
  В настоящее время можно говорить о позитивных перспективах развития и совершенствовании такого способа разрешения конфликтных ситуаций.
Так, 2 июля 2013 года принят Федеральный закон № 153-ФЗ, согласно положениям которого с 1 января 2014 года обязательная процедура обжалования распространена на все без исключения налоговые споры.
С августа прошлого года значительно увеличены (с 10 рабочих дней до 1 месяца) сроки вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налогоплательщикам предоставлен более длительный период времени для подготовки жалобы и дополнительных материалов к ней. Что касается порядка обжалования уже вступивших в силу ненормативных актов налогового органа и действий (бездействия) его должностных лиц, то согласно внесенным изменениям увеличился срок подачи жалобы. В соответствии с новой редакцией жалоба может быть подана по общему правилу в течение года со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Иной срок установлен для обжалования решения вышестоящего налогового органа в ФНС России – три месяца со дня принятия такого решения.
Более подробная информация об изменениях в части порядка обжалования, порядка и сроков подачи жалобы, формы и содержания жалобы в Федеральном законе № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» от 02.07.2013.
Институт досудебного аудита имеет ряд неоспоримых преимуществ перед судебным порядком обжалования:
•          Во-первых, сохранение деловой репутации.
•          Во-вторых, не затратный способ урегулирования спора, так как судебное разбирательство потребует значительных финансовых вложений (уплата госпошлины, расходы на представителя).
•          В-третьих, досудебное урегулирование спора происходит намного быстрее, чем судебное разбирательство. Кроме того, в случае отрицательного результата рассмотрения жалобы у налогоплательщика имеется возможность при обращении в суд учесть позицию налогового органа и более тщательно подготовиться к защите своей позиции.
Контроль, осуществляемый вышестоящим налоговым органом (в данном случае – региональным Управлением) за деятельностью инспекций, и методологическая работа с учетом сложившейся практики досудебного аудита позволяют повышать качество контрольной работы налоговых органов и снижать количество жалоб налогоплательщиков.
Вместе с тем, Федеральная налоговая служба, расширяя электронное взаимодействие с налогоплательщиками, создала на официальном сайте два интернет-сервиса, отражающих информацию по жалобам налогоплательщиков: "Узнай о жалобе" и "Решения по жалобам".
Воспользовавшись первым из них, налогоплательщики, заполнив такие реквизиты, как номер и дата обращения, наименование заявителя, ИНН, могут получить информацию о ходе рассмотрения жалобы, в том числе информацию о продлении срока, а также ознакомиться с результатами рассмотрения обращения.
С помощью ресурса "Решения по жалобам" все желающие имеют возможность ознакомиться с решениями, вынесенными вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб). Использование данного сервиса поможет получить информацию о решениях по жалобам за конкретный период времени по определенным реквизитам, например: "категория налогоплательщика", "тема налогового спора", "статья Налогового кодекса Российской Федерации".
Следует отметить, что открытие доступа к правовым позициям налоговых органов позволяет формировать единую практику рассмотрения налоговых споров во внесудебном порядке и способствует достижению эффективности и объективности рассмотрения налоговых споров.
 
Отдел работы с налогоплательщиками,
Правовой отдел
Межрайонной ИФНС России № 3
по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре