Решение Совета депутатов 44_2007
Муниципальное образование городское поселение Приобье
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ПОСЕЛЕНИЯ
РЕШЕНИЕ
18 октября 2007 года
№44
Об утверждении Положения
о порядке разработки и принятия
планов и программ социально-экономического
развития городского поселения Приобье
В соответствии с Федеральным Законом №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года, Законом Российской Федерации № 115-фз «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 года, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Уставом городского поселения Приобье, Совет депутатов городского поселения Приобье РЕШИЛ:
1.Утвердить Положение о порядке разработки и принятия планов и программ социально-экономического развития городского поселения Приобье (Приложение).
2.Настоящее решение вступает в силу с момента подписания.
3.Направить настоящее решение для опубликования в газете «Октябрьские
вести».
Глава городского поселения Приобье С.М.Матюнин
Приложение
к решению Совета депутатов
городского поселения Приобье
от 18 октября 2007 г. №44
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке разработки и принятия планов и программ социально-экономического развития городского поселения Приобье
1. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает цели, основные задачи и общий порядок разработки и принятия планов и программ социально-экономического развития городского поселения Приобье, а также порядок их обсуждения.
- В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
1) прогноз социально-экономического развития городского поселения Приобье (далее по тексту - поселение) - система социально-экономических показателей, основанная на методических разработках нескольких вариантов возможного развития поселения и оценка вероятного состояния социально-экономической ситуации в поселении в прогнозируемом периоде;
- 2) программа социально-экономическою развития поселения - система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики органов местного самоуправления поселения на долгосрочную перспективу, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей;
- 3) программа социально-экономического развития поселения - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития поселения и планируемых эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров;
4) план социально-экономического развития городского поселения Приобье - основная форма планирования преобразования экономических и социальных отношений на территории городского поселения Приобье.
2. Прогнозы социально-экономического развития поселения
1. Прогнозы социально-экономического развития поселения разрабатываются с целью повышения эффективности управления социально-экономическими процессами в поселении для получения дополнительной информации при выработке управленческих решений.
- Прогнозы разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, производственного потенциала, социальной инфраструктуры, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.
- Прогнозы используются органами местного самоуправления поселения при определении направлений политики в сфере социально-экономического развития поселения.
- Прогнозирование социально-экономического развития осуществляется в целом по* поселению, по отдельным видам экономической деятельности и отраслям социальной сферы, а также отдельно выделяется прогноз развития муниципального сектора экономики.
5. Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах на основании динамики показателей социально-экономического развития поселения за последние два года и возможных тенденций развития экономических, политических, социальных, экологических и иных факторов, влияющих на социально-экономическую ситуацию в поселении.
6. Прогнозы содержат следующие материалы и документы:
1) итоги социально-экономического развития за прошедший период и оценку предполагаемых итогов в прогнозируемом периоде;
2) направления социально-экономического развития на прогнозируемый период с выделением приоритетов;
3) основные показатели прогноза:
4) аналитическую записку к основным разделам прогноза, характеризующим состояние муниципальных финансов, уровень цен, материальное производство, товарные и потребительские рынки, социальное развитие и уровень жизни населения, инновационную сферу, инвестиционную деятельность, природопользование.
7. Прогнозы выражаются через систему показателей социально-экономического развития поселения.
8. Система показателей социально-экономического развития поселения соответствует требованиям, установленным действующим законодательством.
9. Прогнозы разрабатываются администрацией поселения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3. Виды прогнозов социально-экономического развития поселения
1. Прогнозы социально-экономического развития поселения разрабатываются администрацией поселения на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.
2. Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается один раз в пять лет на 10-
летний период и используется при разработке концепции социально-экономического развития поселения на долгосрочную перспективу.
3. Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается на основе анализа сложившихся тенденций с целью выявления вероятных изменений в основных показателя социально-экономического состояния поселения, намечающихся диспропорций в структуре экономики и проблем социально-экономического развития поселения.
4. Прогноз на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Прогноз на среднесрочную перспективу используется при разработке концепции социально-экономического развития поселения, комплексной программы социально-экономического развития поселения, а также при разработке муниципальных целевых программ.
5. Прогноз на среднесрочную перспективу разрабатывается с целью выявления проблем и негативных тенденций социально-экономического развития поселения в среднесрочном периоде, для оценки хода реализации концепции социально-экономического развития поселения, позволяющей сделать выводы о необходимости ее корректировки, а также при разработке муниципальных целевых программ.
6. Прогнозы на долгосрочную и среднесрочную перспективы представляются главой городского поселения Приобьс (далее по тексту - глава поселения) в Совет депутатов городского поселения Приобье (далее по тексту - представительный орган) в IV квартале года, предшествующего началу прогнозируемого периода для рассмотрения и принятия решения.
- Прогноз на краткосрочную перспективу разрабатывается на один год с целью обоснования направлений оперативного регулирования социально-экономического развития поселения в целом и является основой для разработки комплексной программы социально-экономического развития поселения и проекта бюджета поселения на очередной финансовый год.
- Прогноз на краткосрочную перспективу представляется главой поселения в представительный орган в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета поселения на очередной финансовый год для рассмотрения и принятия" решения.
- Изменение параметров прогноза на краткосрочную перспективу в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик местного бюджета.
4. Программы социально-экономического развития поселения
1. В поселении в соответствии с действующим законодательством разрабатываются, утверждаются и реализуются программы социально-экономического развития. В зависимости от целей и задач программы могут быть долгосрочными (на 5-10 лет). среднесрочными (на 3-5 лет) и краткосрочными (на 1-2 года)
Целевые программы социально-экономического развития поселения представляют собой комплекс мероприятий, которые разрабатываются, утверждаются и исполняются в соответствии с действующим законодательством, направлены на эффективное решение конкретных задач в области социально-экономического развития поселения и могут охватывать различный период времени.
2. Проекты планов и программ социально-экономического развития поселения подлежат обязательному обсуждению на публичных слушаниях.
3. Программы социально-экономического развития поселения утверждаются решением Совета депутатов городского поселения Приобье.
4. В программе отражаются:
1) социально-экономическое положение поселения, включающее в себя общую характеристику социально-экономического положения поселения, основные проблемы социально-экономического развития. оценку действующих мер по улучшению социально- экономического положения поселения;
- 2) цели, задачи, сроки и этапы реализации программы;
- 3) система программных мероприятии, инвестиционные проекты и некоммерческие мероприятия, выполнение которых обеспечивает осуществление программы в целом;
- 4) механизм реализации программы, описывающий организационные, экономические и правовые механизмы, необходимые для полноценной реализации программы:
5) ресурсное обеспечение программы с указанием всех возможных источников финансирования, источников их формирования, направления и видов расходования средств. сроков их выделения;
- 6) оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы;
- 7) организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
5. Отчет о ходе реализации всех программ, а также предложения о внесении в них изменений на очередной год глава поселения представляет в Совет депутатов городского поселения Приобье (далее- представительный орган) одновременно с представлением отчета об исполнении бюджета поселения .
5. Муниципальная целевая программа
1. Муниципальная целевая программа представляет собой комплекс мероприятий. инициируемых, разрабатываемых, утверждаемых и осуществляемых в порядке, определяемом настоящим Положением, рассчитанных на различный период времени и обеспечивающих эффективное решение задач в области муниципального управления. социально-экономического, экологического и культурного развития поселения.
2. Цель муниципальной целевой программы должна соответствовать целям и приоритетам социально-экономического развития поселения, установленным программой социально-экономического развития поселения на среднесрочную перспективу.
3. Муниципальные целевые программы разрабатываются для решения следующих задач:
1) повышения эффективности развития отраслей экономики в поселении
- 2) развития социальной сферы, культуры, физической культуры и спорта:
- 3) развития местного самоуправления:
- 4) охраны общественной безопасности и правопорядка:
- 5) других задач, являющихся приоритетными для социально-экономического развития-поселения.
4. В работе с муниципальной целевой программой выделяются следующие этапы:
1) отбор проблем для программной разработки;
2) принятие решения о разработке муниципальной целевой программы и ее формирование;
- 3) экспертиза и оценка проекта муниципальной целевой программы;
- 4) утверждение муниципальной целевой программы:
- 5) управление реализацией муниципальной целевой программы и контроль за ходом ее исполнения.
5. Муниципальная целевая программа включает в себя:
1) паспорт программы, в котором дастся наименование программы, указываются основания для ее разработки, определяется муниципальный заказчик, основные разработчики программы, цели и задачи программы, сроки и этапы реализации программы. перечень подпрограмм и основных мероприятий программы, исполнители и порядок их определения, объем и источники финансирования, ожидаемые конечные результаты программы, организация контроля за реализацией программы;
2) следующие разделы:
а) содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;
б) цели и задачи программы (в случае, если предусматривается достижение нескольких взаимосвязанных целей, то в рамках муниципальной целевой программы создаются подпрограммы по каждой из таких целей);
в) сроки и этапы реализации программы:
г) перечень основных мероприятий программы (в качестве приложений к программе утверждаются программные мероприятия, при этом для каждого мероприятия указывается его содержание, исполнитель, сроки исполнения, объемы финансирования (всего и в том числе по годам реализации, источникам финансирования);
д) механизм реализации программы, включающий в себя увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с проектируемыми объемами материальных. трудовых и финансовых ресурсов;
е) ресурсное обеспечение программы с выделением объемов финансирования. указанием источников и способов финансирования (всего и в том числе по годам реализации), а также основные положения порядка финансирования программы;
ж) координация исполнения программных мероприятий;
з) оценка эффективности реализации программы, включающая в себя показатели. необходимые (с учетом специфики программ) для анализа и оценки конкретных результатов выполнения программы по годам, использования средств местного бюджета, эффективности реализации программных мероприятий. В разделе приводятся как конкретные показатели. так и методики расчета, применяемые для оценки ожидаемой социально-экономической эффективности программы и подпрограмм (в случае необходимости);
и) система контроля за реализацией программы.
- Муниципальная целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы, разработка и реализация которых осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации программных мероприятий.
- Требования к содержанию подпрограмм аналогичны требованиям к содержанию-муниципальной целевой программы в целом. I [сопрограммы также утверждаются решением Совета депутатов.
- Все муниципальные целевые программы (подпрограммы) оформляются стандартно.
9. Сведения о внесенных на рассмотрение в представительный орган поселения проектах муниципальных целевых программ должны быть переданы для официального опубликования в средствах массовой информации.
- Разработка муниципальной целевой программы
1. Разработка муниципальной целевой программы осуществляется администрацией поселения, в порядке установленном главой поселения.
- Предложение инициатора о разработке муниципальной целевой программы
должно содержать:
1) обоснование соответствия программной цели установленным приоритетам социально-экономического развития поселения и обоснование необходимости решения проблемы программным методом;
2) анализ причин возникновения проблемы и возможные пути, и способы их решения:
- 3) возможные способы решения поставленной проблемы, предлагаемый перечень мероприятий, необходимых для решения проблемы, предполагаемые сроки их реализации:
- 4) обоснование необходимости муниципальной поддержки для решения данной
проблемы;
5) данные о потребности в финансовых ресурсах и возможные источники их обеспечения:
6) предварительную оценку социально-экономической эффективности и последствий
от реализации муниципальной целевой программы, соответствие программных мероприятий
экологическим и иным требованиям;
7) перечень разработчиков муниципальной целевой программы, основных исполнителей, срок и стоимость подготовки программы.
3. При отборе предложений по разработке муниципальной целевой программы в обязательном порядке учитываются:
1) значимость проблемы для поселения, и ее соответствие установленным приоритетам социально-экономического развития поселения;
- 2) необходимость муниципальной поддержки решения проблемы:
- 3) возможность решения проблемы программным методом, эффективность и сроки решения проблемы;
- 4) необходимость координации действий организаций, предполагаемых к участию : программных мероприятиях, со стороны органов местного самоуправления поселения:
- 5) возможность выделения финансовых ресурсов за счет средств местного бюджета с учетом предельного объема ассигнований на финансирование программ в соответствующем году и необходимости финансирования мероприятий, предусмотренных ранее утвержденными программами социально-экономического развития:
- 6) создание условий, стимулируюших инновационную деятельность в поселении \ широкое использование научно-технических достижений;
- 7) возможность ликвидации катастроф природного и техногенного происхождения:
- 8) сохранение накопленного культурного наследия и потенциала поселения, создания условий для развития культуры.
- Порядок представления и отбора предложений по разработке муниципальной целевой программы устанавливается главой поселения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
- В первоочередном порядке должна осуществляться разработка муниципальные целевых программ, принятие которых рекомендовано нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа, а также в целях реализации федеральных и окружных целевых программ, действие которые распространяется городское поселение Приобье.
6. Решение о разработке муниципальной целевой программы принимается главой поселения, который определяет заказчика. Для муниципальных целевых программ, имеющих более одного заказчика, определяется заказчик-координатор программы.
7. В случае принятия решения о нецелесообразности разработки муниципальной целевой программы глава поселения направляет мотивированное заключение инициатора программы с указанием причин отказа.
8. Разработка муниципальной целевой программы осуществляется органами местного самоуправления поселения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
7. Финансирование муниципальных целевых программ
1. Муниципальные целевые программы, утвержденные в соответствии с настоящим Положением, подлежат финансированию за счет средств местного бюджета в объемах. установленных Советом депутатов на соответствующий финансовый год.
2. Расходы на финансировании каждой муниципальной целевой программы отражаются в расходах местного бюджета но разделам и подразделам в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
3. Оперативная информация и отчетность по финансированию из бюджета поселения муниципальных целевых программ представляется главой поселения в Совет поселения в составе оперативной информации и отчетности по исполнению местного бюджета.
4. Годовой отчет о финансировании за счет средств местного бюджета муниципальных целевых программ в текущем году представляется главой поселения в Совет депутатов в составе отчета об исполнении местного бюджета.
5. Финансирование по утвержденным программам подлежи!' уточнению ежегодно с учетом требований, предъявляемых бюджетным законодательством.
6. В случае полного отсутствия бюджетного финансирования по муниципальной целевой программе в течение двух финансовых лет глава поселения вносит в Совет депутатов поселения предложения о признании утратившим силу решения Совета депутатов поселения об утверждении соответствующей программы.
7. Финансирование муниципальных целевых программ, утвержденных после принятия местного бюджета на соответствующий год, осуществляется после внесения изменений в местный бюджет на соответствующий финансовый год либо после принятия местного бюджета на финансовый год, следующий за годом утверждения муниципальной целевой программы.
8. Порядок внесения изменении в муниципальную целевую программу
1. Решение о внесении изменений в муниципальную целевую программу принимает Совет депутатов поселения по представлению главы поселения.
2. При внесении изменений в программу не допускается изменение следующих основных характеристик:
1) целей и задач, для комплексного решения которых принята программа;
2) снижение результатов, которые должны быть получены в ходе выполнения программы.
- Внесение в муниципальную целевую программу новых подпрограмм и других изменений осуществляется в порядке, установленном для разработки и реализации программ.
- После принятия местного бюджета на очередной финансовый год. в котором предусмотрены расходы на выполнение муниципальной целевой программы, внесение изменений в программу, связанных с увеличением, уменьшением или перераспределением расходов, подлежащих осуществлению в соответствующем финансовом году, может осуществляться не ранее внесения изменений в местный бюджет.
- Совет депутатов поселения может в установленном порядке принять решение о прекращении действия муниципальной целевой программы в следующих случаях:
1) досрочного выполнения целей программы:
2) обострения финансово-экономической ситуации и сокращения поступлений доходов в местный бюджет;
3) других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
9. Принципы разработки социально-экономического плана
развития поселения
1. Разработка социально-экономического плана развития поселения осуществляется на принципах целевой направленности как социально-экономического плана в целом, так и отдельных его стратегий и программ, системности и комплексности целей и подцелей, а также мероприятий, необходимых для их достижения.
2. При разработке социально-экономического плана и его отдельных частей применяется единый методический подход, основанный на статистическом и экономическом- анализе.
3. Источниками информации для проведения аналитической работы являются:
- социологические опросы населения, анкетирование руководителей органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций:
- официальные статистические и аналитические данные;
- информация о деятельности организаций, учреждений и предприятий иных форм собственности.
4. В процессе стратегического планирования определяются:
- главная цель развития поселения на долгосрочную и среднесрочную перспектив:
- основные стратегические направления достижения главной цели;
- цели и задачи, выделяемые в каждом стратегическом направлении;
-механизмы реализации выбранных стратегий;
- финансовые, материальные, трудовые и информационные ресурсы, необходимые и имеющиеся для осуществления намеченных мер, и их использование;
-система показателей и критериев опенки эффективности реализации намеченных мер и стратегического плана в целом.
5. Социально-экономический план содержит следующие разделы:
- анализ условий и тенденций развития:
- стратегические направления и цели развития:
- мероприятия и план действий:
- порядок реализации стратегического плана.
10. Основные этапы разработки плана социально-экономического развития
1. Организационный этап:
- подготовка постановления главы поселения об организации разработки плана развития поселения;
- формирование рабочих групп для проведения анализа условий и возможностей развития:
- проведение совещания с руководителями предприятий, учреждений, организаций поселения для объявления о начале разработки плана социально-экономического развития поселения.
2. Разработка плана социально-экономического развития поселения:
- информирование населения поселения о целях и задачах проекта через средства массовой информации, анкетирование;
- проведение анализа;
-определение места, ресурсов и возможностей, целей и приоритетных направлений развития поселения;
- консультирование рабочих органов разработки плана социально-экономического развития:
- сбор и анализ собранной информации:
- проработка направлений социально-экономического развития;
- выработка первоочередных и неотложных законодательных актов, обеспечивающих возможности развития;
- рассмотрение проекта плана социально-экономического развития поселения:
-размещение проекта плана социально-экономического развития поселения средствах массовой информации;
- корректировка проекта плана социально-экономического развития поселения.
3. Завершение проекта:
- разработка системы оценки эффективности плана социально-экономического развития поселения;
- утверждение плана социально-экономического развития поселения Советом депутатов;
- обнародование плана социально-экономического развития поселения;
- обеспечение широких слоев общественности к ознакомлению и участию во внедрении стратегии;
- разработка плана дальнейшей работы по социально-экономическому развитию поселения:
- подготовка отчета по реализации плана социально-экономического развития поселения.
11. Порядок разработки и утверждения социально-экономического плана
развития поселения
1. Для разработки плана социально-экономического развития поселения формируется организационная структура. включающая рабочую группу по стратегическому планированию (по направлениям).
- Процесс разработки плана социально-экономического развития поселения возглавляет глава поселения.
- Разработка стратегического плана осуществляется поэтапно. Этапы разработки социально-экономического плана определяются рабочей группой и утверждаются главой поселения.
- По итогам выполнения каждого этапа его результаты (материалы и документы) в обязательном порядке подлежат экспертизе. Рабочая группа рассматривает подготовленные материалы в течение 15 дней, представляет по ним предложения и рекомендации. являющиеся неотъемлемой частью материалов и документов по стратегическому планированию. При необходимости даются рекомендации по доработке материалов и документов.
- Разработанные и одобренные рабочей группой материалы и документы. передаются для принятия решения главе поселения по рассматриваемым вопросам.
6 Проект плана социально-экономического развития поселения, прошедший публичные слушания, направляется главой поселения в Совет депутатов в порядке. установленном Уставом поселения.
12. Контроль и отчет по реализации муниципальных целевых программ и
планов
1. Контроль за исполнением муниципальных целевых программ, планов осуществляется администрацией поселения и Советом депутатов поселения в соответствии с их полномочиями, установленными действующим законодательством.
2. Одновременно с отчетом об исполнении местного бюджета за соответствующий финансовый год глава поселения ежегодно представляет в Совет депутатов отчет о реализации в отчетном финансовом году муниципальных целевых программ, планов
3. Отчет о реализации программ в соответствующем году по каждой муниципальной целевой программе, плану должен содержать:
1) общий объем фактически произведенных расходов, в том числе по источникам финансирования:
- 2) перечень завершенных в течение года мероприятий по программе;
- 3) перечень мероприятий по программе, не завершенных в течение года:
- 4) оценку достигнутых социально-экономических результатов программы:
5) анализ причин несвоевременного завершения программных мероприятий:
6) предложения о привлечении дополнительных источников финансирования и иных способов достижения целей программы либо о прекращении дальнейшей реализации программы.
4. В отчет о реализации муниципальных целевых программ и планов в соответствующем финансовом году включается информация об участии поселения в реализации федеральных и окружных целевых программ.
- Итоговый отчет о реализации муниципальной целевой программы или плана в целом представляется Совет поселения на утверждение не позднее I марта года, следующего за последним годом реализации, указанным в программе, плане.
- Итоговый отчет о реализации муниципальной целевой программы, плана должен содержать данные о финансировании программы в целом и по отдельным мероприятиям с разбивкой но источникам финансирования и годам реализации, процент реализации программы, оценку результатов реализации программы, уровень достижения целей программы и запланированных показателей эффективности. Для программ, которые реализованы менее чем на 100 процентов, указываются перечень мероприятий, не завершенных в срок, и предложения по их дальнейшей реализации.