gerboktregion Coat of arms of Yugra Khanty Mansia.svg
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Регистрация самозанятых

Автор: Красикова А. А.. Опубликовано в Информация для предпринимателей
• ИНН (при наличии);
• код налогового органа, в который направляется уведомление;
• вид деятельности;
• Ф.И.О. заявителя;
• его пол и дату рождения;
• реквизиты удостоверяющего личность документа;
• адрес места жительства или пребывания;
• реквизиты регионального закона и виды деятельности в соответствии с ним;
• дату составления документа и подпись.
Уведомить налоговый орган о том, что человек будет работать как самозанятый, можно различными способами.
С помощью приложения «Мой налог»

Приложение «Мой налог», в силу ст. 3 закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”» от 27.11.2018 № 422-ФЗ, предназначено для плательщиков этого налога. Это означает, что использовать его могут лишь те самозанятые лица, которые проживают в указанных в ст.1 закона субъектах РФ.
Напомним, с 01.07.2020 года субъекты вправе присоединиться к режиму самозанятости добровольно.
Рассмотрим, как зарегистрироваться самозанятым в 2021 году через это приложение:
• скачать приложение «Мой налог» на планшет или телефон через AppStore или Google Play (в зависимости от операционной системы);
• указать номер мобильного телефона;
• выбрать один из регионов, участвующих в эксперименте;
• добавить фото паспорта гражданина;
• сфотографировать лицо;
• подтвердить свои данные.
Уведомление при этом будет сформировано автоматически, дополнительных действий от заявителя не потребуется.
Через личный кабинет на сайте ФНС
Непосредственно через личный кабинет налогоплательщика — физического лица регистрация самозанятых граждан в настоящее время не реализована. Однако наличие доступа в кабинет облегчает доступ к приложению «Мой налог» и регистрации в нем. Итак, как оформиться самозанятым гражданином в 2021 году через «Мой налог» при наличии личного кабинета:
1. Установите программу на любое доступное устройство.
2. Введите действующий номер телефона.
3. Выберите субъект РФ из предлагаемого перечня.
4. Введите ИНН и пароль для доступа в личный кабинет налогоплательщика.
5. Придумайте и введите ПИН-код для дальнейшего доступа в приложение.
В этом случае паспорт не требуется, как и фотография заявителя.
Прибегнув к помощи в банке
На основании ч. 3 ст. 3 закона 422-ФЗ физическое лицо имеет право уполномочить на информационный обмен с налоговыми органами специальные площадки и кредитные организации. Иными словами, зарегистрироваться в качестве самозанятого можно через банк.
Рассмотрим, как зарегистрироваться самозанятым в 2020 году через банк на примере мобильного приложения «Сбербанк Онлайн»:
1. Скачайте приложение на мобильное устройство и войдите в него (для клиентов Сбербанка).
2. Перейдите на вкладку «Платежи».
3. В категории «Госуслуги» выберите сервис «Свое дело».
4. Пройдите регистрацию, следуя подсказкам приложения.
Данный сервис доступен только тем клиентам Сбербанка, которые проживают (имеют открытые счета и банковские карты) в одном из субъектов РФ, где реализуется эксперимент.
Как стать самозанятым в 2021 году с помощью «Сбербанк Онлайн», а также о работе сервиса по регистрации подробно рассказано в личном кабинете пользователя приложения (в категории «Госуслуги» сервис «Свое дело»). Услуга предоставляется и в некоторых других банках.
Постановка на учет в налоговой
Процедуру регистрации разъяснила сама ФНС в информации «О постановке на учет самозанятых граждан», которая была опубликована на официальном сайте ведомства 11.05.2017. Постановка на учет осуществляется на основании уведомления, которое может быть подано в любой налоговый орган, осуществляющий работу с физическими лицами. Постановка осуществляется по месту жительства физического лица.
В подтверждение постановки на учет (равно как и снятия с него) налоговый орган не вручает и не направляет заявителю никаких уведомлений. В связи с чем для подтверждения своего статуса заявитель может попросить поставить на копии уведомления отметку о его принятии налоговым органом. Приложение «Мой налог» позволяет сформировать справку о регистрации в налоговом органе в качестве самозанятого.
Работа самозанятого с чеками. Уплата налогов
Налог на доходы физических лиц, в соответствии с п. 70 ст. 217 НК, не начисляется в отношении доходов, которые получены от профессиональной деятельности нянь, репетиторов, сиделок, лиц, осуществляющих ведение домашнего хозяйства, уборку помещений физическим лицам. Соответственно, в этих случаях самозанятые не выдают чеков и не уплачивают налогов.
Возможность выписывать чеки предоставлена самозанятым лицам, зарегистрированным в качестве таковых в регионах проведения эксперимента. Приложение «Мой налог» позволяет формировать и направлять клиентам чеки установленной формы без приобретения дополнительного оборудования.
Указанное приложение также упрощает процедуру уплаты налога на профессиональный доход (4%), поскольку самостоятельно исчисляет сумму, подлежащую уплате на основании полученных доходов. Гражданину остается лишь выбрать способ оплаты: с банковской карты или же по квитанции в кредитной организации. В последнем случае приложение поможет сформировать квитанцию и сохранить ее на устройстве.
 
В заключение отметим, что регистрация самозанятым гражданином носит уведомительный характер. Сделать это можно посредством направления уведомления в ФНС. Также реализована возможность регистрации через приложение «Мой налог» или кредитные организации. Приложение упрощает процедуры выдачи чеков клиентам, ведения учета и уплаты налога на профессиональный доход.