gerboktregion Coat of arms of Yugra Khanty Mansia.svg
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Прокуратура Октябрьского района информирует

Автор: Нигашева А.С.. Опубликовано в Новости

Изменение уголовного законодательства

 Федеральным законом от 31.07.2023 № 398-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации. Согласно указанным изменениям, которые вступят в законную силу с 01.07.2024, Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 217.3 «Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)».

За нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов, совершенное лицом после неоднократного привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние, если это нарушение по неосторожности повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба, предусмотрено наказание в виде штрафа, ограничения свободы или лишения свободы до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

В случае, если нарушение установленных требований повлекло по неосторожности смерть человека, наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 5 лет также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

В случае смерти двух и более лиц виновному лицу может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

 

Налоги, предусмотренные для индивидуальных предпринимателей в 2024 году

 Разъясняю, что предприниматели на общей системе налогообложения (далее по тексту – ОСН) должен уплатить НДФЛ.

Налог по итогам 2023 года рассчитывается индивидуальным предпринимателем самостоятельно и должен быть уплачен не позднее 15 июля 2024 года (п. 6 ст. 227 и п. 7 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ). Согласно п. 1 ст. 58 Налогового кодекса РФ с 01.01.2023 налог уплачивается в составе единого налогового платежа

В течение 2024 года предприниматель рассчитывает и уплачивает авансовые платежи (за I квартал, полугодие, 9 месяцев 2024 года).

Авансовые платежи рассчитываются следующим образом:

  • если налоговая база не превышает 5 млн руб., то авансовый платеж к уплате = (сумма доходов от предпринимательской деятельности – проф. и станд. налоговые вычеты) × 13 % – исчисленные авансы за предыдущие отчетные периоды 2023 года;
  • если налоговая база превышает 5 млн руб., авансовый платеж к уплате = 650 000 руб. + ((сумма доходов от предпринимательской деятельности – проф. и станд. налоговые вычеты) – 5 млн руб.) × 15 % – исчисленные авансы за предыдущие отчетные периоды 2023 года.

Сроки уплаты авансов в 2024 году следующие (п. 7, 8 ст. 227 НК РФ):

  • за I квартал 2024 года – не позднее 25.04.2024;
  • за полугодие 2024 года – не позднее 25.07.2024;
  • за 9 месяцев 2024 года – не позднее 25.10.2024.

В эти же сроки ИП должен подать в ИФНС уведомление о сумме исчисленного авансового платежа за соответствующий период (п. 9 ст. 58 НК РФ).

Если индивидуальный предприниматель продает товары (работы, услуги), облагаемые НДС, и при этом он не освобожден от обязанностей плательщика, то НДС за каждый квартал 2024 года предприниматель должен платить равными долями не позднее 28-го числа каждого из 3 месяцев, следующих за истекшим кварталом (п. 1 ст. 174 Налогового кодекса РФ).

Освобождение от уплаты НДС возможно получить, если сумма выручки за 3 месяца подряд без учета НДС не превысила 2 млн руб. (ст. 145 Налогового кодекса РФ). Освобождение не может применяться индивидуальным предпринимателем, реализующими подакцизные товары.

Кроме того, обязанность по уплате НДС возникает (даже если ИП применяет освобождение) при:

  • ввозе товаров на территорию РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ);
  • исполнении обязанностей налогового агента по НДС (ст. 161 НК РФ);
  • выставлении счета-фактуры с выделенной суммой НДС (пп. 1 п. 5 ст. 173 и п. 4 ст. 174 Налогового кодекса РФ).

С 01.01.2023 НДС уплачивается в составе единого налогового платежа (ЕНП) (п. 1 ст. 58 Налогового кодекса РФ). При этом подача уведомления об исчисленной сумме НДС не требуется.

Незаконное включение работодателем в МРОТ доплаты за вредные условия труда

 Разъясняю, что постановлением Верховного Суда РФ от 17.11.2023 № 53-АД23-11-К8 признано законным привлечение работодателя к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ за то, что при расчете заработной платы сотрудников в МРОТ включена доплата за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Судом указано, что месячная заработная плата сотрудника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) (ст. 133 ТК РФ). Сотрудникам, заработная плата которых ниже МРОТ, работодатели обязаны производить доплату.

При этом, из части 1 статьи 146, части 1 статьи 147 ТК РФ следует, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеют право на повышенный размер оплаты труда. Минимальный размер, на который должна быть повышена оплата труда сотрудника при выявлении вредных и (или) опасных условий труда, составляет 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ).

Повышенная оплата за работу во вредных условиях труда должна производиться после определения размера заработной платы и при соблюдении требования о выплате зарплаты не менее МРОТ. Поэтому доплата за работу во вредных условиях не может включаться в МРОТ.

Поскольку работодатель включал доплату за вредные условия труда в МРОТ, он выплачивал заработную плату сотрудникам не в полном объеме. В связи с этим работодатель нарушил требования трудового законодательства о выплате в полном размере причитающейся работникам зарплаты в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Приказом Митруда России от 06.05.2024 № 247н утверждены общие требования к организации посещения пациентов стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами

Согласно утвержденным Правилам стационарная организация обеспечивает свободное посещение получателя социальных услуг законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и иных организаций, священнослужителями, родственниками и другими лицами, а также представителями органов и организаций, указанных в частях 1 - 3 статьи 46 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», осуществляющих защиту прав граждан, находящихся в стационарных организациях, или контроль за соблюдением прав и законных интересов при оказании таким гражданам психиатрической помощи.

Стационарная организация обеспечивает свободный доступ посетителей ежедневно в дневное и вечернее время, в том числе в выходные и праздничные дни, а также при необходимости в другое время (по согласованию с руководителем стационарной организации).

Посещение получателя социальных услуг посетителями организуется:

1) в специальных помещениях для встреч и в местах общего пользования, расположенных в жилых зданиях и на территории стационарной организации (далее соответственно - специальные помещения, места общего пользования);

2) в жилой комнате, в которой проживает получатель социальных услуг (при согласовании времени и условий проведения встречи с другими получателями социальных услуг, проживающими в данной жилой комнате);

3) вне стационарной организации (при согласовании времени и условий проведения встречи с руководителем стационарной организации и получателем социальных услуг).

Стационарная организация оказывает содействие получателям социальных услуг и их посетителям в организации и проведении встречи, а также обеспечивает:

1) условия для беспрепятственного посещения получателей социальных услуг (в случае, если специальные помещения и места общего пользования заняты другими посетителями, стационарная организация, исходя из имеющихся возможностей, оказывает содействие в подборе иных мест для проведения встречи);

2) возможность общаться получателем социальных услуг конфиденциально, в том числе встречаться наедине, с посетителями и представителями органов и организаций, осуществляющих защиту прав;

3) возможность использования получателем социальных услуг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также услуг телефонной и почтовой связи для организации и проведения встречи;

4) возможность организации онлайн-встречи получателя социальных услуг с посетителем посредством видеосвязи, в том числе наедине;

5) доступную и безбарьерную среду;

6) сопровождение получателя социальных услуг (при его обращении или обращении его посетителя) к месту встречи и обратно в случае, если встреча организуется в пределах того же населенного пункта, где находится стационарная организация.

Стационарная организация обеспечивает доступность информации о правилах посещения получателей социальных услуг, в том числе посредством размещения на официальном сайте стационарной организации и на ее страницах социальных сетей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».,

В случае отказа получателя социальных услуг от встречи с посетителем или представителями органов и организаций, осуществляющих защиту прав, стационарная организация информирует об этом посетителя или представителей органов и организаций, осуществляющих защиту прав, любым доступным способом.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года и действует до 1 сентября 2030 года.

Приказом Митруда России от 06.05.2024 № 247н утверждены общие требования к организации посещения пациентов стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами

Согласно утвержденным Правилам стационарная организация обеспечивает свободное посещение получателя социальных услуг законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и иных организаций, священнослужителями, родственниками и другими лицами, а также представителями органов и организаций, указанных в частях 1 - 3 статьи 46 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», осуществляющих защиту прав граждан, находящихся в стационарных организациях, или контроль за соблюдением прав и законных интересов при оказании таким гражданам психиатрической помощи.

Стационарная организация обеспечивает свободный доступ посетителей ежедневно в дневное и вечернее время, в том числе в выходные и праздничные дни, а также при необходимости в другое время (по согласованию с руководителем стационарной организации).

Посещение получателя социальных услуг посетителями организуется:

1) в специальных помещениях для встреч и в местах общего пользования, расположенных в жилых зданиях и на территории стационарной организации (далее соответственно - специальные помещения, места общего пользования);

2) в жилой комнате, в которой проживает получатель социальных услуг (при согласовании времени и условий проведения встречи с другими получателями социальных услуг, проживающими в данной жилой комнате);

3) вне стационарной организации (при согласовании времени и условий проведения встречи с руководителем стационарной организации и получателем социальных услуг).

Стационарная организация оказывает содействие получателям социальных услуг и их посетителям в организации и проведении встречи, а также обеспечивает:

1) условия для беспрепятственного посещения получателей социальных услуг (в случае, если специальные помещения и места общего пользования заняты другими посетителями, стационарная организация, исходя из имеющихся возможностей, оказывает содействие в подборе иных мест для проведения встречи);

2) возможность общаться получателем социальных услуг конфиденциально, в том числе встречаться наедине, с посетителями и представителями органов и организаций, осуществляющих защиту прав;

3) возможность использования получателем социальных услуг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также услуг телефонной и почтовой связи для организации и проведения встречи;

4) возможность организации онлайн-встречи получателя социальных услуг с посетителем посредством видеосвязи, в том числе наедине;

5) доступную и безбарьерную среду;

6) сопровождение получателя социальных услуг (при его обращении или обращении его посетителя) к месту встречи и обратно в случае, если встреча организуется в пределах того же населенного пункта, где находится стационарная организация.

Стационарная организация обеспечивает доступность информации о правилах посещения получателей социальных услуг, в том числе посредством размещения на официальном сайте стационарной организации и на ее страницах социальных сетей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».,

В случае отказа получателя социальных услуг от встречи с посетителем или представителями органов и организаций, осуществляющих защиту прав, стационарная организация информирует об этом посетителя или представителей органов и организаций, осуществляющих защиту прав, любым доступным способом.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года и действует до 1 сентября 2030 года.

Установлена административная ответственность за принудительную высадку из общественного транспорта инвалидов I группы

 Федеральным законом от 12.06.2024 № 134-ФЗ внесены изменения в статью 11.33 КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за принудительную высадку из автобуса, трамвая или троллейбуса инвалида I группы, следующего без сопровождающего лица, не подтвердившего оплату проезда, если проезд подлежит оплате, либо право на бесплатный или льготный проезд, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Такие действия влекут наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Аналогичный запрет в настоящее время установлен для принудительной высадки из общественного транспорта несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет.

Поправки вступят в силу с 1 сентября 2024 года.

Расширен перечень категорий граждан, которые вправе принять участие в мероприятиях по бесплатному переобучению и дополнительному профессиональному образованию в рамках федерального проекта «Содействие занятости» 

Разъясняю, что постановлением Правительства РФ от 21.02.2024 № 201 «Об утверждении Положения о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан» расширен перечень категорий граждан, которые вправе принять участие в мероприятиях по бесплатному переобучению и дополнительному профессиональному образованию в рамках федерального проекта «Содействие занятости».

Теперь участниками программы по бесплатному переобучению могут стать в том числе:

  • граждане, фактически осуществляющие уход за ребенком и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
  • инвалиды;
  • граждане, обратившиеся в органы службы занятости в целях поиска работы.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок его вступления в силу.

Новые правила оплаты сверхурочной работы

С 1 сентября 2024 года вступит в силу Федеральный закон от 22.04.2024 № 91-ФЗ, которым внесены изменения в статью 152 Трудового кодекса РФ.

Согласно поправкам сверхурочная работа будет оплачиваться исходя из размера заработной платы, установленного в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, включая компенсационные и стимулирующие выплаты.

Именения приняты во исполнение постановления Конституционного Суда РФ от 27.06.2023 № 35-П, которым ранее действовавшие нормы Трудового кодекса РФ, допускающие оплату сверхурочной работы исходя из одной лишь тарифной ставки или оклада (должностного оклада), признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Напомним, что сверхурочной является работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (ч. 1 ст. 99 Трудового кодекса РФ).

Оплата работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, призвана прежде всего компенсировать работнику неблагоприятное воздействие на него различных производственных и климатических факторов либо дополнительной нагрузки (трудозатрат), с которыми сопряжено выполнение подобной работы. Тем самым оплата работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, должна быть повышенной, а размер такого повышения должен отвечать его целевому назначению как дополнительной гарантии реализации права на справедливую заработную плату и одновременно учитывать выполняемую этим повышением компенсаторную функцию.

Новые правила оплаты сверхурочной работы позволят гарантировать справедливое вознаграждение для всех работников за труд в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Конституционный Суд разъяснил порядок применения положений п.6 ст. 367 ГК РФ о прекращении поручительства, срок которого не был установлен договором поручительства

 Согласно ранее сформулированным Конституционным Судом правовым позициям правило о прекращении поручительства, не допускающее бессрочного обязательства поручителя, направлено на поддержание определенности в правоотношениях с его участием, позволяет предвидеть имущественные последствия предоставления обеспечения и стимулирует участников гражданского оборота к своевременной реализации своих прав.

Приказное производство – одна из форм реализации конституционного права на судебную защиту, соответствующее регулирование процедуры приказного производства выступает не только гарантией соблюдения прав должника при вынесении судебного приказа, но и гарантией права взыскателя на судебную защиту.

При этом не учитывается ситуация, когда обращению в суд с иском предшествует отмена судебного приказа, выданного взыскателю. В такой ситуации от взыскателя до отмены судебного приказа не требуется обращаться к суду с тем же требованием в порядке искового производства, однако после отмены судебного приказа в связи с поступлением возражений поручителя взыскатель, ограниченный пресекательным сроком, обозначенным в пункте 6 статьи 367 ГК РФ, лишается средств для надлежащей защиты нарушенных прав в порядке искового производства.

Такой подход фактически поощряет недобросовестного поручителя в его стремлении уклониться от исполнения обязанности по заключенному договору в расчете на последующую отмену судебного приказа за пределами годичного срока. В таком случае возмещение имущественных потерь кредитора станет невозможным, несмотря на добросовестное отстаивание им в суде своих прав в рамках обязательной для этого процедуры приказного производства.

Конституционным Судом в  постановлении от 26.02.2024 № 8-П установлено следующее: если в договоре поручительства срок, на который оно дано, не определен, то не предъявление к поручителю иска в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не превышающего 500 тысяч рублей, в случаях когда соответствующее требование в течение этого годичного срока было предъявлено в порядке приказного производства, но выданный судебный приказ по истечении этого годичного срока был отменен при поступлении возражений поручителя, не может рассматриваться в качестве основания прекращения поручительства.

Таким образом, положение пункта 6 статьи 367 ГК РФ признано не противоречащим Конституции РФ.

В 2025 году появится реестр должников по алиментам 

Федеральным законом от 29.05.2024 № 114-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», которыми предусматривается формирование реестра должников по алиментным обязательствам.

Реестр будет являться составной частью банка данных, содержащего сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, который создаётся и ведётся, в том числе в электронном виде, Федеральной службой судебных приставов.

В реестр будут включаться сведения о должниках по алиментным обязательствам, привлечённых к административной и (или) уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей и (или) объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск.

Сведения по исполнительным производствам, должники по которым включены в реестр, являются общедоступными до исключения сведений о должнике из указанного реестра в связи с полным погашением задолженности или по другим основаниям, установленным в соответствии с порядком создания и ведения банка данных.

Изменения при совершении сделок с ценными бумагами

 Разъясняю, что Указом Президента РФ от 26.02.2024 № 143 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 05.08.2022 № 520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» закреплены полномочия Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций по рассмотрению вопроса о целесообразности совершения сделок, на которые установлен запрет и которые могут быть совершены на основании специального решения Президента.

Речь идет о сделках с ценными бумагами российских юридических лиц и долями в них, принадлежащими иностранным лицам, связанным с недружественными государствами, запрет на совершение которых установлен Указом Президента от 05.08.2022 № 520.

Комиссия подготавливает мотивированную рекомендацию о целесообразности или нецелесообразности совершения таких сделок.

Предусмотрено, что в случае, если сделки направлены на приобретение акций (долей в уставных капиталах) финансовых организаций или установление контроля в отношении акционеров (участников) финансовых организаций, для подготовки мотивированной рекомендации необходимо наличие предварительного согласия Банка России.

Закреплено, что специальное решение Президента может быть принято без учета вышеназванных требований.

Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Продлена мера господдержки в части погашения ипотечного жилищного кредита для многодетных семей

 С 12 июня 2024 года продлено действие норм Федерального закона «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Право на получение мер государственной поддержки в виде полного или частичного погашения за счет государства (не более 450 тысяч рублей) имеющихся у граждан обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) приобретут заемщики, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2030 года родились третий ребенок или последующие дети. Указанная мера поддержки будет предоставляться в отношении кредитных договоров (договоров займа), заключенных заемщиками до 1 июля 2031 года.

Выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения, признанного на дату приобретения непригодным для проживания.

В целях недопущения злоупотреблений при выдаче и получении ипотечных займов, погашение которых осуществляется за счет государства, из числа организаций, имеющих право осуществлять деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам, а также из числа кредиторов (займодавцев), заключение договоров займа с которыми является основанием для получения гражданином указанной меры поддержки, исключаются организации, включенные единым институтом развития в жилищной сфере (АО «ДОМ.РФ») в перечень уполномоченных организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов.

Изменения в Уголовно-процессуальный кодексе РФ

 Федеральным законом от 29.05.2024 № 109-ФЗ «О внесении изменений в статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

В соответствии с внесенными изменениями статья 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дополняется частью 8, предусматривающей немедленное исполнение постановления суда об освобождении тяжелобольного осужденного от отбывания наказания.

Кроме того, в пункт 5 части 1 статьи 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации внесены изменения, наделяющие суд полномочием по рассмотрению вопроса об освобождении осужденного от отбывания наказания в связи с его тяжелой болезнью не только по ходатайству такого осужденного, но и по представлению учреждения, исполняющего наказание.

Указанные изменения направлены на повышение уровня государственных гарантий охраны жизни и здоровья граждан, отбывающих наказание.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования – 09.06.2024.