капитального ремонта
Правила досудебного урегулирования налоговых споров
Любой налогоплательщик вправе оспорить как действия или бездействие должностных лиц, так и любые ненормативные (то есть индивидуально определенные, разовые, относящиеся к конкретному налогоплательщику) акты инспекции. Это могут быть решения о проведении налоговой проверки или зачета, приостановлении операций по счету, привлечении к ответственности, доначислении налога и пени, требование об уплате налога и т.д.
Налоговым законодательством закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования всех налоговых споров, в соответствии с которым обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц происходит путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган.
Порядок подачи и рассмотрения жалоб регулируют главы 19 и 20 Налогового кодекса РФ. Налоговый кодекс предусматривает два вида подаваемых в вышестоящий налоговый орган жалоб:
1) апелляционная жалоба, если вы намерены обжаловать не вступившее в законную силу решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки;
2) жалоба, если вы хотите оспорить вступившее в законную силу решение или иной акт ненормативного характера, либо действия или бездействие должностных лиц налогового органа.
Вне зависимости от вида все жалобы направляются в вышестоящий налоговый орган не напрямую, а через инспекцию, акт, решение, действие или бездействие которой обжалуются. Инспекция обязана в течение трех дней со дня поступления направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Вышестоящим налоговым органом в отношении инспекции является Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, в ведении которого находится данная инспекция.
Сроки подачи жалоб установлены в статьях 139 и 139.1 Налогового кодекса.
Обычная жалоба может быть подана:
1) в течение одного года со дня:
- когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав;
- вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке;
2) в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе – при подаче жалобы в ФНС России.
Апелляционная жалоба может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.
Требования к форме и содержанию обычной жалобы и апелляционной единые, они перечислены в статье 139.2 Налогового кодекса. Форма допускается только письменная или электронная (с отправкой по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика). Отправка жалобы по электронной почте не предусмотрена.
В жалобе следует указать:
- Ф.И.О. и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
- обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
- наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
- требования лица, подающего жалобу;
- способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Соблюдение срока и порядка составления жалобы важно. В противном случае она будет оставлена без рассмотрения.
На официальном сайте ФНС России nalog.ru, в разделе «Досудебное урегулирование налоговых споров», подробно разъяснено, как плательщик может реализовать свое право на досудебную процедуру урегулирования налоговых споров в отношениях с налоговым органом, приведены образцы соответствующих документов и указаны способы их подачи.
Отдел учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России № 3
по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре